ЦИК разрешил регионам отказаться от бумажных бюллетеней во время голосования
ЦИК разрешил регионам самостоятельно определять долю электронного голосования на выборах. Это значит, что при желании и соответствующих возможностях, избиркомы субъектов РФ могут отказаться от использования бумажных бюллетеней.
Политолог Дмитрий Журавлев полагает, что в этом году широкого применения электронного голосования можно ожидать в Москве, где будут выбирать Мосгордуму, и, возможно, в Петербурге на выборах губернатора. Другие регионы пока будут изучать этот опыт и учиться на чужих ошибках.
– Понятно, что решение ЦИК принято в первую очередь для Москвы, но, учитывая, как быстро регионы вошли во вкус ДЭГа, увидим ли мы массовое электронное голосование на участках в ЕДГ-2024 где-то помимо столицы?
– Московский опыт будет играть ключевую роль. Понять, проверить, предпочтительно, не на себе, безопасность этого: не вмешаются ли злые вороги, не сорвется ли само голосование, потому что техника подвела – вот это все для региональных избиркомов очень важно, потому что никто не будет спрашивать, что конкретно случилось, просто дадут по шапке за то, что что-то не сделано. Поэтому, конечно, будут смотреть на Москву, где в этом смысле всё хорошо, и количество избирателей, предпочитающих ДЭГ, довольно велико, и электронное голосование на участках не по решению Мосгордумы, а по собственному желанию, и при этом срывов особых нет. Я, кстати, и сам так голосую – иду на участок и голосую электронно. Если сейчас масштаб электронного голосования еще больше увеличится, и срывов не будет, то Москва станет примером для регионов.
Но еще остается вопрос материального обеспечения, поскольку Москва – это Москва, а Пенза – это Пенза. Но, в действительности, это вопрос организации и времени. Понятно, что на ближайшие выборы регионы дружными рядами на электронные выборы не перейдут, но если федеральная власть поможет – то уже к 2025г. на него перейдут многие. В принципе, те, кто покрупнее, у кого денег побольше, на электронное голосование могли бы перейти уже сейчас, например, Петербург, где в ЕДГ-2024 пройдут выборы губернатора.
– Повышает ли электронное голосование контроль над выборами и управляемость результатом?
– Контроль, конечно, повышает с точки зрения упорядоченности. Голосую-то все равно я, но мой голос сразу записывает система, которая гарантирует, что не будет подтасовок и ошибок. Механизм подсчета в этом случае более точен, поскольку всегда есть не столько опасения, сколько обвинения, что какие-то бюллетени недосчитали, какие-то недоложили.
– То есть, электронное голосование сокращает возможности «рисования» результатов?
– На участках – наибольшим образом. Потому что «рисовать» надо вечером, когда всех разогнали и по новой покидали бюллетени. Я и в возможности мухлевания с ДЭГом не очень верю, а как ты будешь мухлевать с электронным голосованием на участках, когда голос уже ушел в систему?
– Повышает ли переход на электронное голосование ответственность власти за его результат?
– Скорее, за организацию процесса. А что такое ответственность за результат? Чтобы «Единая Россия» победила?
– А если, представим, что в рамках обычного голосования ЕР получала в каком-то регионе 60%, а губернатор – 70%, а после введения электронного голосования их результаты упали процентов на 20, за такое дадут по шапке?
– По шапке-то дадут, но за прежние результаты. Если они у вас так сильно отличаются от «электронки», то, наверное, в прошлый раз вы мухлевали.