Президент Путин создал морскую коллегию и включил в нее 11 губернаторов
Состав губернаторов, включенных в созданную президентом Морскую коллегию, позволяет говорить о том, что федеральный центр одинаково заинтересован в освоении Арктики и укреплении военно-морской инфраструктуры на западных рубежах страны, рассуждает в интервью «Клубу Регионов» директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Решение этих задач, по словам эксперта, принесет регионам дополнительное финансирование, так что губернаторы, вошедшие в коллегию, смогут улучшить условия жизни в вверенных им территориях.
Всего в коллегию вошли 11 глав регионов: Сергей Аксенов (Крым), Игорь Бабушкин (Астраханская область), Александр Беглов (Санкт-Петербург), Алексей Беспрозванных (Калининградская область), Александр Дрозденко (Ленинградская область), Олег Кожемяко (Приморский край), Вениамин Кондратьев (Краснодарский край), Артур Парфенчиков (Карелия), Михаил Развожаев (Севастополь), Александр Цыбульский (Архангельская область), Андрей Чибис (Мурманская область).
– Глава Морской коллегии Николай Патрушев – персона очень влиятельная. Поможет ли работа под его началом укрепить свои позиции губернаторам, включенным в коллегию?
– Думаю, что людей там собрали по профессиональному признаку – непосредственно связанных с развитием вопроса. Согласитесь, было бы странно, если бы туда попали руководители территорий внутри страны, не имеющих выхода к морю. С другой стороны, думаю, в коллегию собрали людей, пользующихся определенным доверием президента и Патрушева, потому как предполагается решение большого количества важных вопросов, связанных с развитием транспорта, коммуникаций, Северного морского пути и не только.
СМП сейчас актуален из-за того, что он нужен и китайцам, и России. Главные нефтяные порты у нас находятся на Балтике, а основные потребители российского газа и нефти – страны Восточной Азии. То есть, танкеры приходится гнать через Балтику, Средиземное море и три океана. Понятно, что это дорого. Кроме того, СМП защищен, потому что это по сути российские прибрежные воды. С другой стороны, Китаю это нужно, поскольку он боится, что в ходе конфликта с США ему перекроют морские коммуникации с Европой и со всем остальным миром. Поэтому они возлагают большие надежды на СМП. Так что, думаю, что [создание коллегии] – это в том числе ответ на озабоченность Китая, который всегда будет оставаться для Америки главным врагом. Но не только Китай хочет инвестировать в СМП, но и страны Персидского залива – это вообще целый пул потенциальных инвесторов, а для координации этого проекта создана коллегия.
– Не только арктические губернаторы в коллегию вошли. Там есть руководители Крыма, Астраханской области, Краснодарского края.
– Ну да, где Крым, а где Арктика? Думаю, также поставлен вопрос о создании дополнительной военной инфраструктуры на западном морском рубеже. К примеру, Калининградская область [руководитель которой тоже вошел в состав коллегии] в условиях вступления Швеции и Финляндии в НАТО становится форпостом России. Крым, Кубань – это черноморская акватория. Если бы в задачи коллегии входило только развитие Арктики и СМП, то в ее состав вошли бы губернаторы Красноярского края, Чукотки, Якутии.
– Что в рамках своих полномочий для развития СМП и военно-морского флота могут сделать губернаторы, вошедшие в коллегию?
– С одной стороны, они мало что могут сделать, потому что это стратегический федеральный вопрос. С другой стороны, развитие береговых коммуникаций и инфраструктуры, на которые будут опираться военный и торговый флот, это дело рук губернаторов. Также надо понимать, что в этот проект пойдет много денег, а они могут быть использованы для улучшения жизни населения регионов, особенно людей, живущих на Севере – в Архангельской и Мурманской областях.