Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
27 апреля 2009 | Архив

Дмитрий Медведев: надо вернуть из изгнания электронное правительство

Фото: На фото: Сергей Собянин, Дмитрий Медведев и Игорь Щёголев

Президент провел рабочую встречу с заместителем премьера России Сергеем Собяниным и министром связи и информации Игорем Щёголевым. Обсуждались перспективы реализации проекта электронного правительства.

Сергей Собянин рассказал о разработке плана по созданию в стране подобной системы. Данный план включает в себя ряд направлений работы: предоставление государственных услуг гражданам при помощи современных информационных технологий, развитие ведомственных справочных систем, налаживание межведомственного электронного документооборота. Предполагается также создать вертикально интегрированную государственную автоматизированную систему планирования и мониторинга.

О необходимости формирования электронного правительства в стране речь шла на заседании Совета по развитию информационного общества 12 февраля 2009 года.

Перспективам развития интернета и вопросам доступности государственных услуг также было посвящено очередное обращение в видеоблоге Дмитрия Медведева.

Начало рабочей встречи с Заместителем Председателя Правительства – Руководителем Аппарата Правительства Сергеем Собяниным и Министром связи и информации Игорем Щёголевым

Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги!

Мы с вами встречались, когда проходил Совет по развитию информационного общества. Говорили о печальной судьбе электронного правительства в нашей стране. Это правительство у нас не создано или пока пребывает «в изгнании». И нам нужно его «вернуть на рабочие места», потому что это тот путь, по которому двигаются все развитые государства, и мы должны этим заниматься.

По итогам Совета я давал ряд поручений по этой проблематике. Хотел бы послушать, какие есть предложения.

Сергей Собянин: Дмитрий Анатольевич, вначале хотел Вам вручить первый отчёт о защите персональных данных граждан, сделанный уполномоченным органом. В соответствии с законом от 2007 года о персональных данных мы должны обеспечивать мониторинг, защиту персональных данных и ежегодно представлять доклад. Такой доклад сделан впервые.

За этот год внесены в реестр операторы персональных данных от 50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.

И, собственно, вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобы сориентировать органы государственной власти, которые ведут персональные базы данных, для того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральным законом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требует дальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.

Дмитрий Медведев: Хорошо. Надо этим заниматься дальше. Закон когда был принят?

Сергей Собянин: В 2007 году. То есть это, по сути дела, первый год работы в соответствии с этим законом.

Дмитрий Медведев: Закон 2006 года, но вступил в силу в 2007 году.

Сергей Собянин: Да, в 2007 году закон вступил в силу.

Дмитрий Медведев: Продолжим.

Сергей Собянин: В соответствии с Вашим поручением, которое Вы дали на Совете по развитию информационного общества, Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства, план был принят буквально в течение нескольких дней после Вашего поручения, данного на Совете.

И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое – это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе – это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие. Третье – это создание вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное – это предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам.

По первому разделу работа находится в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.

Дмитрий Медведев: Вчера посмотрел ту переписку, которую ведут наши граждане, в том числе по итогам моих видеообращений в рамках блогов на платформе LiveJournal. На что обратил внимание – пишут: хорошо, что Вы за это взялись. В некоторых ведомствах очень хорошие сайты, удобно пользоваться, хорошая информация. Приводят в пример нашу налоговую службу, всё-таки там довольно давно этим занимаются, и качество приличное. А некоторые безобразные, говорят, невозможно ничего понять, «сапоги всмятку», приводят в пример Федеральную миграционную службу. Поэтому нужно этим заниматься обязательно, потому что люди на это обращают очень большое внимание.

Сергей Собянин: Абсолютно верно, поэтому нами разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Это то, что касается ведомственных систем.

Что касается предоставления услуг в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем создать около 300 таких публичных центров.

Второе. Сформирован перечень нормативно-правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что также важно – это основа плановой нормативной работы.

И определён – мы рассмотрели его на административной комиссии Правительства – перечень государственных услуг, которые требуют первоочередного перевода в электронную форму. Таких услуг около пятидесяти. Это, собственно, главное направление работы ведомств и административной комиссии Правительства.

Дмитрий Медведев: То есть это услуги, по которым граждане в основном обращаются, типичные услуги?

Сергей Собянин: Да, типичные услуги, наиболее востребованные, которые технологически возможно в ближайшее время перевести в электронный вид.

И то, что касается межведомственного электронного документооборота. Мы уже запретили посылку в письменном виде ведомственных документов из Правительства.

Дмитрий Медведев: Бумагу уже сэкономили.

Сергей Собянин: И первая стадия электронного документооборота, она создана и работает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства.

Вторая стадия – это, собственно, уже электронное взаимодействие. Не просто документооборот, но и взаимодействие между ведомствами. Это, конечно, более сложная задача, но мы планируем её завершить до конца 2010 года. Это реальная работа, которая уже поддается чёткому планированию, и виден конец этой работы.

Дмитрий Медведев: Знаете, раньше много вопросов возникало (не знаю, как сейчас, надо проверить) с протоколами взаимодействия между различными структурами. То есть платформы, протоколы все разные, написанные под разные программы, разные стандарты. Надо дать всем по разным местам, чтобы они все эти протоколы привели в порядок, потому как это техническая вещь, но из-за этого невозможно состыковать. У одних в одном направлении всё сделано, у других – на другой базе.

Сергей Собянин: Создание таких стандартов взаимодействия – это ближайшая задача, которой мы сегодня и занимаемся.

Игорь Щёголев: Более того, мы пришли к выводу, проанализировав ход нашей работы над этим проектом, что, строго говоря, самого проекта и нет. То есть мы определили отдельные направления, и каждый получил максимальную свободу действий.

С одной стороны, может быть, это и неплохо, родилось много разных идей, но теперь уже тот период, когда можно сопоставить, отделить зерна от плевел и выбрать ровно то, что нам нужно. Поэтому мы поставили перед собой задачу построить такой системный проект, свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.

Дмитрий Медведев: Надо обязательно это сделать, тем более что наличие разных платформ, различие протоколов является ещё довольно-таки банальным оправданием наличия разных бюджетов на эту тему, потому что каждое ведомство осваивает под это свой бюджет, говорит: нам на этом удобнее работать – и так далее. Надо уже окончательно выбрать.

Сергей Собянин: И четвёртое направление связано с созданием единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления. Она основана на единой технологической, конечно, платформе, как Вы правильно сказали, но и требует идеологического наполнения.

Раньше были созданы системы в рамках мониторинга нацпроектов, достаточно успешно была реализована эта система. Создана система в соответствии с указом Президента по эффективности деятельности региональных властей. Сегодня эта система также трансформирована в мониторинг антикризисных мероприятий. Такой доклад ежеквартально разрабатывается Минрегионом на той базе, которая была создана для мониторинга эффективности деятельности органов госвласти.

Здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, с деятельностью промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и так далее, как это все функционирует в условиях кризиса, и мониторинг тех мероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этому мониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются эффективные мероприятия, а у кого – недостаточно.

Эта работа также будет продолжена с учётом Вашего поручения, чтобы мы «канализовали» всю информацию через одно окно, чтобы каждое ведомство не требовало бесконечной информации от субъектов. К сожалению, в рамках антикризисных мероприятий объём информации, затребованной от субъектов, вырос где-то в четыре-пять раз – это, конечно, недопустимо.

Дмитрий Медведев: Абсолютно.

Сергей Собянин: Эта работа должна быть в мае завершена, и создана единая система мониторинга [реализации] антикризисных мероприятий.

Помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.

Помимо этого вся эта систематизированная информация будет доступна для работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента, министерств и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системной информацией система управления – государственная автоматизированная система управления.

Дмитрий Медведев: Хорошо. Хотел бы, чтобы Вы эту работу продолжили и регулярно мне докладывали о результатах.

Сергей Собянин: Хорошо, будет сделано.

Дмитрий Медведев: Договорились.

Пресс-служба Президента России

Версия для печати
Главное