Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
28 августа 2009 | Архив

Владимир Путин: новая энергетическая стратегия должна дать нам современный ТЭК

Премьер провел заседание своего кабинета. Обсуждался проект энергетической стратегии России до 2030г. Председатель правительства подчеркнул, что «мы обязаны менять структуру энергобаланса, увеличивать в нем долю нетопливной энергетики – это атомной, гидроэнергетики и других возобновляемых источников». Также было принято решение с 2010г. лишить регионы отчислений от налога на добычу полезных ископаемых. Выпадающие доходы будут компенсированы субъектам РФ в зависимости от той доли, которую НДПИ занимал в их бюджетах.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Основной вопрос сегодняшнего заседания Правительства – это проект Энергетической стратегии России до 2030 года.

Напомню: у нас уже действует аналогичный документ, рассчитанный на период до 2020 года. Вместе с тем, сохраняя преемственность, мы должны расширить горизонты планирования в энергетике. Учитывая продолжительный характер инвестиционного цикла в ТЭКе, дать нашим компаниям возможность для выстраивания по-настоящему долгосрочных программ.

Хотел бы обратить особое внимание на приоритеты предлагаемой Стратегии. Прежде всего, за счет ее реализации мы должны полностью обеспечить перспективные потребности национальной экономики в энергоресурсах, усилить позиции на глобальных мировых рынках. А то, что внутренний и внешний спросы будут восстанавливаться – думаю, ни у кого в этом сомнений нет.

Поэтому важно последовательно снимать имеющиеся инфраструктурные ограничения – прежде всего, в электроэнергетике. Более того, необходимо создать значительные резервные мощности. Драматическая ситуация с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС еще раз показала, насколько это критически важно. Проект Стратегии определяет, что к 2030 году резерв мощности должен быть где-то на уровне 17% от общей установленной мощности электростанций России.

Второе: следует обеспечить опережающее воспроизводство базы топливно-энергетических ресурсов. То есть ежегодный рост разведанных запасов природного газа, нефти, угля и урана должен превышать их ежегодную добычу. При этом особое внимание планируется уделить освоению месторождений в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе.

Третье: мы обязаны менять структуру энергобаланса, увеличивать в нем долю так называемой нетопливной энергетики, нетопливных источников – это атомная энергетика, гидроэнергетика и другие возобновляемые источники. Что касается углеводородов, то здесь основным приоритетом должна быть глубокая переработка сырья, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, с формированием современной газохимической и нефтехимической отраслей. Доля энергетики к 2030 году должна возрасти до 14%, глубина переработки вырасти с 72% до 90%

Наконец, к 2030 году необходимо завершить работу по либерализации внутренних рынков энергоносителей. Причем на биржевых площадках должно продаваться не менее 20% энергоресурсов.

Становление нормальных, рыночных правил в сфере ТЭК должно стимулировать и такие важнейшие направления, как энергосбережение, снижение энергоемкости экономики, внедрение экологически чистых технологий.

В целом, за счет реализации Стратегии мы должны получить сбалансированный, эффективный и современный ТЭК, обладающий большим запасом прочности.

С темой энергосбережения тесно связан и следующий вопрос нашей сегодняшней повестки дня.

Речь идет о мерах, направленных на повышение эффективности локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги. Проще говоря – о том, насколько экономно и качественно действуют наши системы, обеспечивающие подачу электричества, водо- и теплоснабжение жилых домов и других объектов.

Существующие здесь проблемы известны хорошо: это высокие издержки, огромные, непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры. В результате мы по-прежнему, как у нас говорят, «отапливаем улицу» часто, впустую утекают десятки миллиардов рублей. Тарифы из года в год растут, а положение дел существенно, к сожалению, не меняется.

Нам крайне важно создать действенные стимулы, которые подталкивали бы организации коммунального комплекса к снижению этих издержек, к повышению качества предоставляемых услуг населению.

Кроме того, чтобы провести масштабную модернизацию отрасли, необходимо повысить ее прозрачность, создать благоприятные условия для притока инвестиций, задействовать механизмы государственно-частного партнерства.

Следует также широко использовать и позитивный региональный опыт по снижению издержек при производстве и потреблении коммунальных ресурсов, включая программы по установке счетчиков расхода воды, тепла, других ресурсов.

В целом, считаю целесообразным разработать специальную федеральную целевую программу по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на период до 2020 года.

На ваше рассмотрение сегодня также вынесен ряд поправок в Бюджетный кодекс и в закон о Центральном банке России.

Все они направлены на то, чтобы привлечь дополнительные доходы в федеральный бюджет на ближайшие три года.

Сегодня именно федеральный бюджет, федеральная казна несет основную нагрузку по реализации антикризисных мер. Имею в виду поддержку занятости, формирование дополнительного спроса на отечественную продукцию, финансовую помощь банкам и реальному сектору экономики. Кроме того, у федерального бюджета серьезные социальные обязательства. И вы знаете, что в следующем году они серьезно возрастут.

Все эти расходы должны быть обеспечены необходимой ресурсной базой. И чтобы ее укрепить, мы должны максимально задействовать все имеющиеся резервы. Другими словами, мы договорились о снижении не самых важных расходов, не первоочередных расходов. Но, с другой стороны, нужно позаботиться и о дополнительных доходах бюджета.

В этой связи, начиная со следующего года, предлагается в полном объеме зачислять в федеральный бюджет доходы от налога на добычу полезных ископаемых углеводородного сырья. Напомню, сейчас 95% НДПИ перечисляется в федеральный бюджет, а 5% – в бюджеты субъектов РФ. Мы в свое время уже сделали исключение – оставили эту часть небольшую. Но уже в 2010 году такое решение о полном зачислении в федеральный бюджет НДПИ даст для федерального бюджета не менее 46 млрд рублей.

Естественно, мы должны компенсировать регионам выпадающие доходы. Мы прекрасно понимаем, что в регионах есть свои программы социального развития, инвестиционные программы. Поэтому переход к новой системе налогообложения в этой сфере должен быть мягким и безболезненным.

Будут предоставлены соответствующие дотации для обеспечения сбалансированности бюджета. Их размер будет зависеть от того, какую долю занимают сейчас, сегодня доходы от НДПИ в бюджете каждого конкретного субъекта Федерации. Это коснется 32 субъектов, по каждому отдельно мы проведем работу и сбалансируем региональный бюджет.

Также, начиная с 1 января 2010 года, в федеральный бюджет будут перечисляться все доходы, полученные от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Кроме того, на трехлетний период увеличивается доля прибыли, которую Банк России будет обязан переводить в федеральный бюджет. Сейчас – это 50%, а будет – 75%.

В общей сложности все названные сегодня решения позволят увеличить доходы федерального бюджета только в следующем году на 144,4 млрд рублей.

Давайте перейдем к работе.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати