Марат Хуснуллин:  ключевая проблема потерь воды в Крыму – воровство
28 августа 2009 | Архив

Владимир Путин: новая энергетическая стратегия должна дать нам современный ТЭК

Премьер провел заседание своего кабинета. Обсуждался проект энергетической стратегии России до 2030г. Председатель правительства подчеркнул, что «мы обязаны менять структуру энергобаланса, увеличивать в нем долю нетопливной энергетики – это атомной, гидроэнергетики и других возобновляемых источников». Также было принято решение с 2010г. лишить регионы отчислений от налога на добычу полезных ископаемых. Выпадающие доходы будут компенсированы субъектам РФ в зависимости от той доли, которую НДПИ занимал в их бюджетах.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Основной вопрос сегодняшнего заседания Правительства – это проект Энергетической стратегии России до 2030 года.

Напомню: у нас уже действует аналогичный документ, рассчитанный на период до 2020 года. Вместе с тем, сохраняя преемственность, мы должны расширить горизонты планирования в энергетике. Учитывая продолжительный характер инвестиционного цикла в ТЭКе, дать нашим компаниям возможность для выстраивания по-настоящему долгосрочных программ.

Хотел бы обратить особое внимание на приоритеты предлагаемой Стратегии. Прежде всего, за счет ее реализации мы должны полностью обеспечить перспективные потребности национальной экономики в энергоресурсах, усилить позиции на глобальных мировых рынках. А то, что внутренний и внешний спросы будут восстанавливаться – думаю, ни у кого в этом сомнений нет.

Поэтому важно последовательно снимать имеющиеся инфраструктурные ограничения – прежде всего, в электроэнергетике. Более того, необходимо создать значительные резервные мощности. Драматическая ситуация с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС еще раз показала, насколько это критически важно. Проект Стратегии определяет, что к 2030 году резерв мощности должен быть где-то на уровне 17% от общей установленной мощности электростанций России.

Второе: следует обеспечить опережающее воспроизводство базы топливно-энергетических ресурсов. То есть ежегодный рост разведанных запасов природного газа, нефти, угля и урана должен превышать их ежегодную добычу. При этом особое внимание планируется уделить освоению месторождений в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе.

Третье: мы обязаны менять структуру энергобаланса, увеличивать в нем долю так называемой нетопливной энергетики, нетопливных источников – это атомная энергетика, гидроэнергетика и другие возобновляемые источники. Что касается углеводородов, то здесь основным приоритетом должна быть глубокая переработка сырья, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, с формированием современной газохимической и нефтехимической отраслей. Доля энергетики к 2030 году должна возрасти до 14%, глубина переработки вырасти с 72% до 90%

Наконец, к 2030 году необходимо завершить работу по либерализации внутренних рынков энергоносителей. Причем на биржевых площадках должно продаваться не менее 20% энергоресурсов.

Становление нормальных, рыночных правил в сфере ТЭК должно стимулировать и такие важнейшие направления, как энергосбережение, снижение энергоемкости экономики, внедрение экологически чистых технологий.

В целом, за счет реализации Стратегии мы должны получить сбалансированный, эффективный и современный ТЭК, обладающий большим запасом прочности.

С темой энергосбережения тесно связан и следующий вопрос нашей сегодняшней повестки дня.

Речь идет о мерах, направленных на повышение эффективности локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги. Проще говоря – о том, насколько экономно и качественно действуют наши системы, обеспечивающие подачу электричества, водо- и теплоснабжение жилых домов и других объектов.

Существующие здесь проблемы известны хорошо: это высокие издержки, огромные, непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры. В результате мы по-прежнему, как у нас говорят, «отапливаем улицу» часто, впустую утекают десятки миллиардов рублей. Тарифы из года в год растут, а положение дел существенно, к сожалению, не меняется.

Нам крайне важно создать действенные стимулы, которые подталкивали бы организации коммунального комплекса к снижению этих издержек, к повышению качества предоставляемых услуг населению.

Кроме того, чтобы провести масштабную модернизацию отрасли, необходимо повысить ее прозрачность, создать благоприятные условия для притока инвестиций, задействовать механизмы государственно-частного партнерства.

Следует также широко использовать и позитивный региональный опыт по снижению издержек при производстве и потреблении коммунальных ресурсов, включая программы по установке счетчиков расхода воды, тепла, других ресурсов.

В целом, считаю целесообразным разработать специальную федеральную целевую программу по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на период до 2020 года.

На ваше рассмотрение сегодня также вынесен ряд поправок в Бюджетный кодекс и в закон о Центральном банке России.

Все они направлены на то, чтобы привлечь дополнительные доходы в федеральный бюджет на ближайшие три года.

Сегодня именно федеральный бюджет, федеральная казна несет основную нагрузку по реализации антикризисных мер. Имею в виду поддержку занятости, формирование дополнительного спроса на отечественную продукцию, финансовую помощь банкам и реальному сектору экономики. Кроме того, у федерального бюджета серьезные социальные обязательства. И вы знаете, что в следующем году они серьезно возрастут.

Все эти расходы должны быть обеспечены необходимой ресурсной базой. И чтобы ее укрепить, мы должны максимально задействовать все имеющиеся резервы. Другими словами, мы договорились о снижении не самых важных расходов, не первоочередных расходов. Но, с другой стороны, нужно позаботиться и о дополнительных доходах бюджета.

В этой связи, начиная со следующего года, предлагается в полном объеме зачислять в федеральный бюджет доходы от налога на добычу полезных ископаемых углеводородного сырья. Напомню, сейчас 95% НДПИ перечисляется в федеральный бюджет, а 5% – в бюджеты субъектов РФ. Мы в свое время уже сделали исключение – оставили эту часть небольшую. Но уже в 2010 году такое решение о полном зачислении в федеральный бюджет НДПИ даст для федерального бюджета не менее 46 млрд рублей.

Естественно, мы должны компенсировать регионам выпадающие доходы. Мы прекрасно понимаем, что в регионах есть свои программы социального развития, инвестиционные программы. Поэтому переход к новой системе налогообложения в этой сфере должен быть мягким и безболезненным.

Будут предоставлены соответствующие дотации для обеспечения сбалансированности бюджета. Их размер будет зависеть от того, какую долю занимают сейчас, сегодня доходы от НДПИ в бюджете каждого конкретного субъекта Федерации. Это коснется 32 субъектов, по каждому отдельно мы проведем работу и сбалансируем региональный бюджет.

Также, начиная с 1 января 2010 года, в федеральный бюджет будут перечисляться все доходы, полученные от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Кроме того, на трехлетний период увеличивается доля прибыли, которую Банк России будет обязан переводить в федеральный бюджет. Сейчас – это 50%, а будет – 75%.

В общей сложности все названные сегодня решения позволят увеличить доходы федерального бюджета только в следующем году на 144,4 млрд рублей.

Давайте перейдем к работе.

Интернет-портал Правительства РФ

Версия для печати
Федеральные политологи: принимая решение о локдауне, глава Бурятии Цыденов демонстрирует «новую ответственность»
Бурятия стала первым регионом в России, где во вторую волну пандемии ввели двухнедельный локдаун, чтобы стабилизировать ситуацию. Глава республики Алексей Цыденов объяснил, что таких мер требовала сложившаяся ситуация. Эксперты подчеркнули важность принятия главой Бурятии самостоятельного решения, исходя из объективной оценки положения дел в республике. По словам политологов, в текущей ситуации главы регионов должны брать на себя ответственность в рамках новых полномочий и не ждать указаний федерального центра. Эксперты также отметили, что губернаторы не должны приукрашивать ситуацию в своих регионах, а оперативно принимать меры, необходимые для борьбы с коронавирусом.