Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
12 ноября 2015

Екатерина Аксёнова: Губернаторы должны относиться к соцсетям без лишнего романтизма

Гендиректор агентства «Стратег», учредитель некоммерческого партнерства «Информационная культура» Екатерина Аксёнова отметила, что в последние годы наблюдается спад моды среди губернаторов на присутствие в соцсетях. По ее словам, это связано с тем, что чиновники в свое время недооценили объем работы, который предполагают соцсети. Аксёнова отмечает, что для деятельности в интернете чиновники должны четко понимать, что они хотят получить и какие инструменты для этого лучше использовать.

«Примерно в 2006–2007гг. присутствие в социальных сетях и неформальные контакты с жителями региона превратились в большую моду среди руководителей субъектов РФ. Например, астраханский губернатор сильно заигрывал с медиа. Пошли в ход такие форматы как региональные клубы блогеров. Некоторые губернаторы регулярно приглашали к себе самых активных блогеров региона, чтобы в неформальной обстановке поговорить о делах. Велись видеоблоги. Я помню, как мэр Ростова-на-Дону ездил на машине, снимал дороги и комментировал то, что видел. На тот момент губернатор Нижегородской области ставил в своем кабинете веб-камеру. Очень много было таких инициатив. Возможно, знаком окончания этой моды стал злополучный твит теперь экс-губернатора Тверской области о червяке в салате, который ему подали к столу на кремлевском приеме. Данный твит несколько подкосил эту моду.

Хотя на самом деле ее подкосило другое. Все социальные медиа, конечно, смотрятся очень соблазнительно. Кажется, что стоит набраться смелости и начать их применять, как появится серьезный контакт с жителями региона. Но опыт показывает, что если просто завести аккаунты и с чистосердечностью что-то писать, то все равно никакой магии не происходит, ничего радикально хорошего не выходит: не решаются проблемы, не появляется система диагностики проблем, не повышается уровень доверия к власти. Поэтому многие чиновники дружно бросили соцсети. Еще одна причина в том, что работа с социальными медиа – это марафонская дистанция. Это то, что ты делаешь годами, изо дня в день, и только после накопления некоторой массы выходит эффект. И часто готовности к такой кропотливой, довольно скучной работе не хватает. Но я думаю, что на новом витке истории возникнет системный переход. Сейчас своим каналом на YouTube, Facebook, «ВКонтакте» никого уже не увидишь, и это уже не мода, как было раньше. В этой связи я думаю, что теперь те, кто занимается подобными проектами, не будут смотреть на модную часть и будут искать форматы, которые позволят выполнить те задачи, которые можно решить в социальных медиа.

Надо сказать, что, например, делать приемную граждан, куда будут принимать их жалобы, в том же «ВКонтакте» – это абсурд. Здесь просто ноль инфраструктуры для этой работы. Исхода может два, и оба плохих. Первый может заключаться в том, что никого не удастся привлечь и люди просто не будут этим пользоваться. А второй исход – если люди воспримут это как приемную, а люди, которые эти жалобы принимают, не выдержат этой работы. А это вполне возможно, потому неизбежно информация будет теряться, что-то будет ломаться. Это возможно, потому что «ВКонтакте» приспособлен для другого. Поэтому для создания жалобной книги есть уже отработанный формат. Это и пермский streetjournal, и московский «Активный гражданин». Это велосипед, который уже давно придумали в Великобритании. И нужно брать и использовать его. Иначе может случиться много крайне неприятных ситуаций.

Поэтому нужно без лишнего романтизма прагматично использовать те инструменты, которые подходят для своей задачи. Так же как для определенных задач подходит видеоблог. По моему мнению, видеоблог хорошо получился у двух российских чиновников. Это премьер-министр Дмитрий Медведев. Этот видеоблог было интересно смотреть. Это был полезный инструмент, который стал прямым каналом общения с гражданами. Также работать с видеоблогом хорошо получилось у мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. Она раз в неделю отчитывается перед гражданами. Точно так же как она могла делать это по телевизору, только проще и дешевле для бюджета. Перед веб-камерой она докладывает, что сделано за неделю. Для этого надо быть человеком с железной волей. Первые две недели это весело, а затем все-таки утомительно и кажется, что никому это неинтересно. Но когда проходит какое-то время, оказывается, что это полезно. Поэтому на новом витке выхода в соцсети нужно жестко устанавливать те вещи, которые мы хотим получить, на какую целевую аудиторию мы рассчитываем, что мы получаем взамен, нужно планировать эти выходы вперед. Если это делается, то можно получить результат: это дешево, гибко и полезно для граждан».

Версия для печати