Путин:  цена ошибки – это здоровье наших людей. Поэтому ответственность глав регионов за каждое принятое решение крайне высока
16 января 2020

Александр Дерюгин: Средства, выделенные федцентром, скорее всего, не покроют расходы регионов на новые поручения президента

Экспертно-аналитический центр «Юг» /ЮФО/СКФО/ Как регионы будут справляться с выполнением поручений, которые накануне прозвучали в послании президента, и почему это потребует смещения вектора с нацпроектов, рассказывает экономист Александр Дерюгин

«Уже ясно, что проблему недостатка средств на горячее питание в школах регионы обозначат очень скоро. И не только Юг России, но и тот же Дальний Восток. Потому что по Бюджетному кодексу дополнительные бюджетные обязательства Федерация вообще не имеет права вводить по полномочиям регионов, а если и вводит, то должна компенсировать. Но традиционно Федерация в полной мере не компенсирует обычно, и тогда возникает торг региона с Федерацией. Так было по майским указам 2012г., когда обещалось финансирование из федерального бюджета, а цифры увидели – и все легло на регионы. Дотации на сбалансированность были маленькие.

Здесь будет примерно та же история. Регионы побухтят, возможно, центр выделит дотации на сбалансированность, которые получат, прежде всего, самые бедные субъекты. Скорее всего, эти средства не покроют все дополнительные расходы на выполнение обязательств по обеспечению всех школьников первых – четвертых классов горячим обедом. Но какую-то часть компенсируют. То есть будет принято обычное половинчатое решение, но по большей части эти расходы упадут на регионы. Справятся или нет? А куда им деваться: с повышением зарплат ведь справились, хоть и в ущерб инвестициям и развитию инфраструктуры.

В России есть приоритетность задач, и она резко меняется. Вчера была одна задача, направляли все силы на нее, сегодня другая – разворачиваемся. В итоге нос вытащим – хвост увяз, а если хвост вытащим, нос увяз. За что бьют губернаторов, за те задачи они в первую очередь и хватаются.

Вопрос еще и в том, как рассматривать инициативы президента в свете нацпроектов. Как корректировку? Нацпроекты были в том числе ориентированы на инфраструктуру. Послание уводит эту работу в другую сторону – дать денег населению. То есть вектор меняется. Видимо, это связано с ростом кредитной нагрузки и провалом нацпроектов в части борьбы с бедностью.

Явно присутствуют социальный блок и блок производительных расходов, причем крен на последний. Президент понимает, что экономика в стране растет медленно, нацпроекты реализуются тоже медленно и непонятно. Поэтому он пытается стимулировать спрос со стороны населения и дать разгон для роста экономики.

Но все же отмечу, что для регионов размер бедствия не такой, как в 2012г., когда майскими указами были поставлены более амбициозные задачи со стороны требовательности к их ресурсам».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»

Версия для печати
Москва
экономист

Руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС 

 

Другие статьи автора