Политолог:  на борьбе с Дегтярёвым запал жителей Хабаровска закончится, и следующего губернатора они будут воспринимать как мессию
13 февраля 2020

Александр Дерюгин: Если федцентр действительно хочет уравнять все субъекты, дотации на Северный Кавказ придется увеличить

Экспертно-аналитический центр «Юг» /СКФО/ Дагестан, Чечня, Ингушетия, КБР и КЧР вошли в число самых высокодотационных субъектов РФ. По данным Минфина, уровень их дотационности составил от 34 до 50%. Некоторые наблюдатели считают, что Минфин занижает цифры, а на самом деле дотации еще выше, однако экономист Александр Дерюгин уверен, что никакой ошибки нет.

«Данные Минфина касаются только дотаций, а не общей финансовой помощи этим регионам из федерального бюджета, доля которой, действительно, достигает 65–70%.

Если сравнивать темпы роста доходов наиболее и наименее обеспеченных регионов, то в 2017–2018гг. богатые субъекты росли быстрее, а, к примеру, в республиках СКФО рост доходов и налоговых, и неналоговых был ниже, чем в среднем по России. Однако это связано скорее не с экономическими причинами, а с политическими. Экономика Северного Кавказа имеет много особенностей по части исторически сложившихся взаимоотношений элит и бизнеса. Там очень сложно что-либо развивать.

Тот факт, что Северный Кавказ получает больше 40% от собственного бюджета из федцентра, показывает, что у них экономика совсем плохо развита. Но это не означает, что Кавказу дают слишком много. Не дают. Там уровень бюджетных услуг, государственных и муниципальных, находится гораздо ниже, чем в среднем по России – это исторический факт.

Сейчас федцентр хочет, чтобы уровень жизни и качество услуг в субъектах были примерно одинаковыми, но тогда придется тратить еще больше денег из федерального бюджета и объем трансфертов на Северный Кавказ придется увеличить. Не бывает одинакового качества услуг, если где-то они стоят во много раз дешевле. Пока в СКФО не развивается экономика, дотации будут нужны всегда».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»

Версия для печати
Москва
экономист

Руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС 

 

Другие статьи автора