Старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС
Александр Дерюгин: Единый налоговый счет очень удобен для налогоплательщиков, но не учитывает интересы региональных бюджетов
Поправки, оперативно внесенные в Госдуму и принятые сразу в трех чтениях, призваны усовершенствовать работу единого налогового счета и гарантировать региональным бюджетам стабильное поступление доходов от НДФЛ, уверен старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Схема с единым налоговым счетом «очень хорошо работала для налогоплательщиков», однако региональные бюджеты начали испытывать сложности от неравномерных поступлений.
«Взаимоотношения налогоплательщиков и бюджета субъекта до этих поправок, которые были приняты, носили следующий характер: есть единый налоговый счет, куда налогоплательщик зачисляет деньги, которые потом дальше уже ФНС разбрасывает между всеми бюджетами, всеми уровнями. И часто возникает ситуация, когда налогоплательщик переплатил налог на прибыль в предыдущем периоде и, соответственно, ему должны из бюджета эти деньги вернуть. При этом у налогоплательщика есть какие-то обязательства по НДФЛ, по налогу на имущество организации, по земельному налогу, по другим налогам, и, соответственно, если у него по налогу на прибыль по предыдущему периоду идет большая переплата, то эту сумму ФНС сразу возмещает, перечисляя средства на счет обязательств по другим налогам. И если это переплата большая, он может вообще обнулить все эти обязательства, а если налогоплательщик большой – «Газпром», например, – то фактически у него в конкретный месяц обязательства могут быть около нуля, то есть существенно ниже, чем в другой месяц.
В новых условиях НДФЛ в обязательном порядке, вне зависимости от того, есть переплата по налогу на прибыль, нет переплаты – он просто зачисляется в бюджет. А уже потом ФНС будет смотреть на то, что осталось после выполнения обязательств от НДФЛ – что там возможно взаимозачесть. И поэтому не будет таких огромных провалов по доходам, которые были в регионах в начале текущего финансового года. Как раз все из-за этой схемы.
Схема очень хорошо работала для налогоплательщика, просто замечательно. Но весь риск вот этих вот возвратов упал на региональные бюджеты. И у них началась тряска с поступлением доходов – очень неравномерно выросла. Вот частично эту проблему как раз внесенные поправки призваны решить.
Честно говоря, у меня сейчас нет статистики, в каких регионах были большие возвраты, но я подозреваю, что это регионы, связанные с экспортом нефти, газа, с металлургией, черной прежде всего, удобрениями. Регионы, где преобладают эти отрасли. Я не могу сказать, что все эти регионы бедные, многие из них достаточно обеспеченные. Но и у обеспеченных регионов тоже есть проблемы, связанные с непоступлением в какой-то месяц половины доходов, которые они обычно получают каждый месяц, им тоже оказывается нечем закрывать эти кассовые разрывы. Просто суммы большие. Главное – планировать невозможно. Нужно платить зарплату, а денег нет. Причем, неожиданно нет. Поэтому НДФЛ будет теперь обеспечивать выполнение хотя бы каких-то базовых обязательств в части выплаты зарплат, социальных пособий. Остальное можно в меньших уже объемах брать в кредит или как-то смещать по времени».