12 января 2012 | Архив

Екатерина Аксёнова: «Любое ужесточение правил общения приводит к сокращению пользователей интернет-ресурса»

На сайте псковского губернатора Андрея Турчака ужесточаются правила регистрации пользователей. Для полного доступа к ресурсу нужно будет получить авторизационные данные - идентификатор гражданина, который также позволит пользоваться сервисами электронного правительства области. Генеральный директор агентства «Стратег», автор блога о государственных сайтах Екатерина Аксенова инициативу региональных властей сочла «несколько резковатой». «Госуслуги в электронном виде действительно нужны всем, но для того, чтобы люди начали ими пользоваться, не надо железной рукой гнать в это счастье», - отмечает Аксенова.

«Любое ужесточение правил общения приводит к тому, что количество пользователей сокращается, особенно количество инициативных пользователей.

Структура аудитории сайта turchak.ru такова, что там есть как актив – люди, которые постоянно общаются, обсуждают проблемы региона на этом сайте, так и люди, которые импульсивно туда приходят, чтобы обозначить какую-то одну проблему. Например, отсутствует водоснабжение в какой-то деревне, и человек из этой деревни приходит на сайт, чтобы об этой проблеме заявить. Поэтому понятна мотивация человека, который не хочет связываться с электронным правительством ради одного вопроса, комментария.

При этом нужно учитывать, что и раньше регистрация на этом сайте была нежесткая, но требовала достаточно развернутой информации о себе. Нужно было, насколько я помню, включить номер мобильного телефона и через него авторизоваться. То есть изначально сайт стремился к тому, чтобы создавать аудиторию не виртуалов, а действительно людей, заинтересованных в жизни региона. Поэтому, с другой стороны, логичен переход к более ответственной регистрации.

Но, на мой экспертный взгляд, необязательно было увязывать между собой электронное правительство и сайт губернатора. Портал электронных государственных услуг в регионе – это один проект, а открытая дискуссионная площадка губернатора - другой.

Наверно, было бы правильнее недекларативно ставить людей перед фактом, что теперь им придется, если они хотят дальше быть на этом сайте, прийти в центр занятости, пройти регистрацию и т.д., а заниматься разъяснением, пропагандой, зачем людям вообще нужен этот портал электронных госуслуг. Госуслуги в электронном виде действительно нужны всем, но для того, чтобы люди начали ими пользоваться, не надо железной рукой в это счастье гнать. Мне этот ход кажется резковатым. Необходимо рассказывать на этом же портале, как конкретные услуги осуществляются, показывать примеры, задавать вопросы, про эти услуги давать комментарии. Нужно дать возможность людям описывать в разделе проблемы, который хорошо функционирует, проблемы с оказанием каждой из этих услуг. В общем, работать, а не стремиться к тому, чтобы всех пользователей turchak.ru превратить в пользователей портала электронных услуг каким-то волшебным автоматическим образом.

Что касается активности самого губернатора на turchak.ru , то Андрей Анатольевич очень здорово сделал сайт в том плане, что там большое количество замов, руководителей структурных департаментов администрации действительно отвечают на вопросы. Поэтому, честно говоря, я не вижу, чем для гражданина, которого интересуют вопросы водоснабжения в какой-нибудь деревне, ответ губернатора лучше, чем ответ чиновника, который отвечает за этот вопрос. Главное, чтобы губернатор не ослабевал контроль за тем, чтобы его подчиненные работали на этом сайте, а это сложнее, чем появляться в блоге, на сайте раз в неделю и изъявлять какую-то активность».  

Версия для печати