Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
31 мая 2012 | Архив

Валерий Хомяков: «Собянин начинает наконец-то осознавать, что рулить всем в Москве из Тверской, 13 сложно, накладно и глупо»

Московский мэр Сергей Собянин намерен провести в столице реформу местного самоуправления, наделив муниципальных депутатов частичной финансовой самостоятельностью и дополнительными полномочиями. В частности, они смогут контролировать деятельностью глав управ и согласовывать строительство в районах. Гендиректор Совета по национальной стратегии, политолог Валерий Хомяков считает изменения недостаточными и подчеркивает, что в Москве требуются серьезные изменения структуры власти.

«Идея реформирования местного самоуправления в Москве давно уже вызрела. Наша городская власть, сама структура власти в Москве несовершенна. Первая проблема - это то, что власть обходится москвичам слишком дорого. Если говорить об исполнительной власти, у нас трехзвенная система: есть городской уровень, префектуры и управы. Эта схема очень громоздка и неэффективна. Чиновников очень много. В советское время в Москве было 33 района, а сейчас 125 управ.

Вторая проблема в том, что москвичи - самые обездоленные люди по части выборов своих начальников. Мы выбираем Мосгордуму и муниципальных депутатов, у которых полномочий не так много. Пока расширение их полномочий - это только намерения, что будет на самом деле, у меня сомнения есть огромнейшие, потому что не все чиновничество в восторге от того, что предлагает Собянин. Ведь они многое теряют. В первую очередь, конечно, речь идет о согласовании строительства на территории муниципальных образований (Собянин предложил наделить этими полномочиями муниципальных депутатов). Мы прекрасно знаем, что такое согласовательные процедуры под строительство, и сколько это стоит... Сейчас это все передается на уровень районных управ, но префектуры ведь тоже хотят зачерпнуть из этого котла.

Дай бог, если бы все это получилось (наделение депутатов дополнительными полномочиями), но я предполагаю, что муниципальные депутаты вряд ли получат то, что им обещано: сопротивление бюрократического аппарата будет большим, и в итоге мы получим весьма странную конструкцию со странными полномочиями.

Есть мнение, что решение Собянина провести реформирование местного самоуправления может быть связано с попыткой пойти навстречу оппозиционным движениям. Логика в этом есть, безусловно. На последних выборах в муниципальные собрания попало немало представителей от оппозиции (по данным Мосгордумы, около 20%). И в свете последних событий оппозиции надо дать немного власти. Но я полагаю, что это все-таки не должно быть главной причиной. Я надеюсь, что главная причина в том, что руководство города начинает наконец-то осознавать, что рулить всем в Москве с Тверской, 13 сложно, накладно и глупо. Надо, чтобы все вопросы на местах, связанные с благоустройством, строительством и прочим, решали депутаты, которые будут опираться на мнение избирателей.

Кстати, еще один важный вопрос: под полномочия неплохо было бы еще и заложить бюджетные деньги. А вот будет ли московская власть пересматривать то, как формируются бюджеты в муниципальных образованиях или не будет, сложно сказать. Но это, на мой взгляд, очень важно.

В целом, я думаю, что Собянину следует пойти дальше. Хотелось бы большего: чтобы он заявил о ликвидации управ и префектур, о расширении районов. Сейчас, когда Москва расширяется, было бы неплохо, если бы москвичи получили ровно такие же полномочия, как и граждане в других регионах.

Как продолжение, я считаю, было бы неплохо, если бы вернулись к двухзвенной системе управления, как это было в советское время; если бы депутаты работали на профессиональной основе, получали зарплату; если бы районное начальство выбиралось жителями района. При этом укрупнение районов - безусловно, и ликвидация префектур как совершенно ненужного, а теперь уже и вредного бюрократического звена. Все это было бы неплохо, и тогда Собянин вошел бы в историю как один из реформаторов московской власти».  

Версия для печати