1 июня 2022

Симфония для губернаторов. Как строятся отношения светской и церковной власти в российских регионах

Украинские церковные дела, в частности итоги недавнего киевского собора, который эксперты в зависимости от своих взглядов трактуют то как полный разрыв УПЦ с Московским патриархатом, то как отвлекающий маневр крупного религиозного объединения, оказавшегося в своей стране под прессингом недружественной власти, заставляют задуматься и об отношениях церкви и государства внутри России. В том числе и на региональном уровне, ведь по крайней мере одна епархия УПЦ, Симферопольская и Крымская, функционирует в границах субъекта РФ, и именно она после упомянутого собора заявила, что остается под омофором Патриарха Московского и всея Руси.

В одной лодке

Едва ли можно однозначно заявлять, что такая позиция епархии является следствием исключительно взаимоотношений главы Республики Крым Сергея Аксёнова и митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря (Швеца). В конце концов, сама история в свое время судила, так что они оказались в одной лодке, отплывающей из постмайданной Украины в русскую гавань. Но даже воля истории реализуется на земле вполне конкретными людьми. И в обеспечении стабильности в Крыму взаимодействие светской и религиозной власти, не только, кстати, христианской, сыграло значительную роль.

Отношения православной церкви и государства в современной России принято описывать термином «симфония». Наверное, он полностью применим к принципам сотрудничества, да и к личному общению между Владимиром Путиным и патриархом Кириллом. Но на уровне субъектов РФ при внешне конструктивном контексте возможны свои, порой сложные сюжеты. А крымский в последние восемь лет, при всех закономерных оговорках, все-таки один из наиболее «симфонических» среди них.

Ведь владыка Лазарь и Сергей Аксёнов общались еще в украинский период, в бытность последнего главой движения «Русское Единство» и депутатом крымского Верховного Совета. А когда в апреле 2014г. митрополит, сам этнический украинец, уроженец нынешней Тернопольской области, поздравил Аксёнова с назначением на пост и.о. главы республики, он вызвал тем самым более чем неприязненную реакцию со стороны прокиевских СМИ.

Учитывая социальное значение

Тесное взаимодействие главы мирской и главы церковной власти Крыма, конечно, сильно обусловлено значительным влиянием православия в жизни южнорусских регионов, жители которых традиционно более религиозны, чем, скажем, на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке. Еще один пример современной региональной «симфонии» мы встречаем в Центрально-Черноземном районе, а именно в Белгородской области, где долгие годы несет архипастырское служение глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов).

Случай владыки Иоанна довольно редкий для современного российского епископата. Дело в том, что Белгород – единственная кафедра в его церковной карьере. Сюда он приехал еще в 1993г. 32-летним викарным архиереем. При нем Белгородская область стала самостоятельной епархией, а затем митрополией. И заслужила репутацию своеобразного «православного княжества», связанную с деятельностью прежнего губернатора региона Евгения Савченко.

Кстати, наделавшую недавно шума книгу Савченко «Потрясения» митрополит Иоанн подверг корректной, но однозначной критике. А вот высокий уровень взаимодействия с региональной властью у белгородского епархиального управления сохранился и при новом губернаторе Вячеславе Гладкове. Более того, сотрудничество церкви и государства стало носить на Белгородчине ярко выраженный социальный характер. Показательны совместные посещения губернатором и митрополитом детских социальных учреждений, которые стали традицией для региона в дни празднования Пасхи.

Служба и дружба

В целом же есть ощущение, что в период развитого технократизма местные власти стали уделять взаимодействию с религиозными институциями меньше внимания, а из общения между региональными и церковными лидерами в большинстве случаев ушел элемент эмпатии. А ведь раньше, когда самым распространенным типажом главы субъекта РФ был крепкий хозяйственник – «отец области», АП, очевидно, приходилось учитывать церковный фактор даже при ротации губернаторов.

Так, уход на покой в 2011г. митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) наблюдатели связывали не только с преклонным возрастом владыки, но и готовившимся тогда демонтажом управленческой команды губернатора Леонида Полежаева, покинувшего пост губернатора Омской области весной 2012г. Смысл в поиске связи между этим двумя кадровыми решениями, наверное, все-таки был. По крайней мере, есть сведения, что в своем ближнем кругу митрополит Феодосий до конца земной жизни с сожалением высказывался о завершении периода правления Полежаева, который, по мнению архиерея, еще мог сделать для региона и православия немало полезного.

В настоящее время элементы синхронизации отставок губернаторов и ротации архиереев просматриваются с трудом. Из пяти регионов, где недавно был назначен новый руководитель, смену епископа относительно недавно пережила только Саратовская область. Летом 2020г. ее покинул митрополит Лонгин (Корчагин), назначенный решением Синода на Симбирскую (то есть Ульяновскую) кафедру.

В Саратове владыка Лонгин прослужил 17 лет, застав еще Дмитрия Аяцкова. Его отношения с губернаторами Павлом Ипатовым и Валерием Радаевым внешне были вполне позитивными, и только в последнее время пребывание архиерея на Саратовской земле было омрачено чем-то вроде конфликта.

Не будучи, по собственному признанию, ковид-диссидентом, митрополит так до конца и не принял жесткую антипандемийную политику местных властей, отказался закрывать храмы на Пасху и однажды попался на нарушении масочного режима при посещении местного рынка.

На повышенных тонах

Знает современная практика взаимоотношений церкви и государства на местах и случаи прямых конфликтных ситуаций с участием первых лиц региона и соответствующей ему митрополии. Именно так, например, некоторые СМИ трактовали прошлогоднюю историю в Екатеринбурге, где епархиальное и областное начальство из-за того же ковида не могли прийти к согласию в вопросе о проведении традиционного крестного хода в «Царские дни».

Писали даже, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поговорил по этому поводу с главой Екатеринбургской митрополии, митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением (Кульбергом) «на повышенных тонах». Правда, тогдашний вице-губернатор области Сергей Бидонько заявил впоследствии, что ничего не слышал о ссоре главы региона с правящим архиереем.

Тем не менее в какой-то степени Куйвашева и митрополита Евгения все равно можно назвать идейными оппонентами. Губернатор, по словам его постоянного критика телеведущего Владимира Соловьёва, не слишком внятно «определяется» по поводу спецоперации на Украине. Владыка Евгений, что видно уже и по содержанию его личного Telegram-канала, участвует в свою очередь в гуманитарных акциях в поддержку жителей Донбасса и прямо призывает свою паству молиться за русское воинство и его скорую победу.

Парадокс сосуществования в одном регионе губернатора с либеральной репутацией и архиерея с репутацией весьма консервативной объясняется помимо прочего спецификой местной социально-политической общественной структуры. В считающейся рассадником либерализма Свердловской области в то же время очень сильны позиции ориентированной на церковь части элит и православной общины в целом, которая, вероятно, после посадки бывшего схиигумена Сергия несколько поредела, но едва ли стала менее монолитной.

Симфония. Цели и задачи

Завершая беглый и выборочный обзор имеющихся на сегодняшний день практик взаимоотношения светских и церковных властей в регионах с населением, большинство которого причисляют к православно ориентированному, есть смысл высказать замечания о прикладном значении если не полной «симфонии», то, по крайней мере, конструктивного взаимодействия с епархиями Русской православной церкви для управленческих команд на местах.

Помимо реализации социально значимых инициатив, как мы видели выше, церковь способна позитивно влиять на отношения власти с элитами и населением, а также способствовать позиционированию региона на федеральном уровне и продвигать его конкретные интересы.

Условно говоря, когда губернатор-технократ Игорь Артамонов встречается перед Пасхой с митрополитом Липецким и Задонским Арсением (Епифановым), он не может не отдавать себе отчет, что его собеседник в течение десяти лет являлся первым викарием Патриарха Московского и всея Руси и, стало быть, имеет в высших структурах церкви солидный аппаратный вес.

А вес этот может конвертироваться для субъекта Федерации во вполне осязаемые результаты. Поддержка церковью проведения на местах разного рода юбилейных мероприятий, например дней памяти имеющего отношение к тому или иному региону общечтимого святого, или восстановления крупных культовых сооружений не только помогает изыскать средства на реализацию сопутствующих проектов, но и придает событию широкий, выходящий за пределы региона общественный резонанс.

Такой же серьезный отклик может вызвать в информационном пространстве приезд в регион патриарха Кирилла. Можно прогнозировать, что в связи с улучшением эпидемиологической обстановки программа первосвятительских визитов патриарха в епархии будет расширена. В частности, во время недавней встречи с губернатором Пензенской области Олегом Мельниченко Святейший с благодарностью отозвался на приглашение последнего посетить регион.

И все же основной функцией региональной «симфонии» на сегодняшний день представляется функция консолидирующая. Церковная среда в массе своей консервативна. Либеральный круг верующих, связывающих себя с канонической церковью, довольно узок и сосредоточен в основном в столицах.

Сейчас, когда патриотическая повестка рассматривается властью как главный объединяющий народ страны идейный концепт, найти общий язык с воцерковленной общественностью и регулярно с ней на этом языке говорить – немаловажная задача для губернаторов и региональных кураторов внутренней политики, решение которой способствует в конечном итоге и получению при случае положительного электорального результата.

Алексей Никишин
Версия для печати