4 апреля 2024

Владимир Климанов, экономист: федеральный центр переходит к уникальной практике предоставления кредитов регионам

Федеральный центр меняет систему кредитных отношений с регионами, переводя ее в более продуктивное русло, сообщил директор Центра региональной политики РАНХиГС, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», доктор экономических наук Владимир Климанов в интервью «Клубу Регионов». Он объяснил, почему федеральный центр собирается простить субъектам РФ 1 трлн руб., и чем это списание отличается от тех, которые критикуют в учебниках по экономике.

– Премьер Мишустин, выступая перед Госдумой, подтвердил решение списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, как ранее заявил и президент Путин. Между тем в СМИ и Телеграм-каналах распространяют сообщения о том, что Минфин собирается долги не списывать, а реструктурировать, сместив срок выплат. Может ли министерство пойти наперекор публичным заявлениям первых лиц?

– Списание части долга по бюджетным кредитам – это инициатива президента, она была озвучена в послании, а затем в поручениях от 30 марта было прямо сказано о необходимости осуществления этого действия правительством при согласовании с профильной комиссией Государственного совета по экономике и финансам. В этой связи выступление премьер-министра только развивают это поручение. Если же говорить о появившейся в средствах массовой информации позиции министерства финансов, изложенной первым замминистра Горниным, то он с осторожностью говорил об использовании самого понятия «списание». Он говорил о том, что это скорее реструктуризация со сдвигом сроков платежей вправо.

Но мне кажется, что главное здесь – уловить суть происходящего. Потому что слово «списание» – это, действительно не очень хорошее в долговой политике действие, к которому нужно прибегать в исключительных случаях. Это написано в учебниках по управлению государственным долгом, это идет из большого международного и отечественного опыта, поскольку это создает различного рода негативные стимулы для участников этого процесса, искажения, ну и к тому же это достаточно сложно с точки зрения учетно-отчетных операций.

– Практика списаний до этого вообще не применялась никогда?

 Уже более трех лет в нашей стране действует механизм списания части бюджетных кредитов, который был определен постановлением правительства №1704. Он подразумевает, что, если субъект привлекает инвестиции, которые создают налогооблагаемую базу, то часть бюджетных кредитов может быть списана как раз на сумму вот этих дополнительных новых налоговых поступлений. Но я как эксперт могу сказать, что потенциал использования этого механизма оказался не таким большим хотя бы в силу того, что при наличии долгового обязательства привлечение каких-то дополнительных финансовых ресурсов – это очень сложная, часто не решаемая задача.

Думаю, новый механизм будет предусматривать две операции: первичное списание самой задолженности и последующее направление средств, обозначенных в качестве списанных, на новые инвестиционные проекты. Такой механизм нужно поддержать. Будет ли он называться «списанием» или «реструктуризацией» – не столь важно.

– Если по-простому: то если регион занял у федерального бюджета 1 млрд руб…

– … то почти 700 млн, которые ему спишут, он направит на инвестиционные цели, а 300 млн останется должен. Но 700 млн уже не нужно будет возвращать. Тут мы будем иметь определенный вид источников финансирования дефицита бюджета, который будет направлен на определенный вид расходов. Это достаточно уникальная схема, она в российской текущей практике не использовалась.

– Насколько подобный подход эффективен с точки зрения воспитания у регионов финансовой дисциплины? Ведь есть территории, которые брали дешевые государственные кредиты почти без оглядки, а были те, кто затянул пояса и сильно государственную казну не нагружал. А спишут всем одинаково, получается?

– Эту проблему точно понимают и в Минфине, и в профильной комиссии Госсовета, и эксперты, и СМИ. Наверняка будет найдено компромиссное решение, что не просто пропорционально накопленному долгу всем спишут, а с учетом каких-то параметров, чтобы по совокупности выйти на уже обозначенные две трети общего объема кредитов.

Что касается самой процедуры списания – то я уже сказал, что применение этого инструмента создает негативные стимулы для участников процесса, которые могут решить копить долги, и далее ожидая нового списания. Позитивной практики у этого механизма я не знаю, я здесь могу только напомнить, что в начале нулевых, когда уходили в законодательстве от использования понятия «бюджетная ссуда» и переходили к понятию «бюджетный кредит», то одним из доводов было как раз то, что бюджетные ссуды ежегодно списывались, причем, это было прямо в текстовой части федерального закона о бюджете: «Списать такому-то региону бюджетную ссуду на такую-то сумму».

– Не то ли самое не по форме, но по сути происходит сейчас?

– Вводя систему бюджетных кредитов, изначально власти предполагали, что их будут использовать для решения острых текущих вопросов в виде кассовых разрывов или дефицита ликвидности. Позднее пришло осознание, что бюджетные кредиты – это мощный фискальный инструмент, который иногда выполняет административные функции, поскольку при предоставлении бюджетного кредита между Минфином и регионом заключается соглашение, в котором для получателя прописан целый ряд ограничений. А затем было принято решение пойти на более широкое применение бюджетных кредитов, поэтому в послании президента в 2021г. были инициированы  новые формы в виде инфраструктурных бюджетных кредитов. В 2023г. появился еще целый ряд бюджетных кредитов – так называемые казначейские кредиты, которые регионы брали, чтобы погасить коммерческие кредиты в условиях выросшей ключевой ставки. В итоге волна бюджетных кредитов докатилась до того, что все субъекты Российский Федерации стали должны самой Федерации, что является нонсенсом для финансовой системы любой страны. Не замечать этого было уже нельзя.

Собственно, в перечне поручений президента от 30 марта есть и поручение о расширении объемов инфраструктурных кредитов на сумму 250 млрд руб. То есть, сейчас будут списаны менее позитивные кредиты с одновременным использованием практики «длинных» инфраструктурных кредитов, имеющих целевую направленность. Мы как раз разберемся с кредитами, которые носят несистематизированный характер, и перейдем к практике предоставления инфраструктурных кредитов, обеспечивающих реализацию значимых проектов, прошедших экспертизу.

Версия для печати