Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
21 апреля 2009 | Архив

Оксана Гончаренко: кризис повышает политическую роль губернаторов

Ведущий эксперт ЦПКР в интервью «Клубу Регионов» сказала, что выпады некоторых губернаторов в адрес территориальных органов федеральной власти не являются тенденцией. Центр позволяет региональным лидерам легкую критику, но если губернатор перейдет границы, установленные Кремлем, то будет отправлен в отставку.

– Глава Тувы публично выступил с критикой территориальных органов федеральной власти, в частности налоговиков и таможенников. До этого в Дагестане и ряде других регионов местные руководители также позволяли себе выпады в адрес федеральных чиновников. Можно ли это назвать тенденцией? Губернаторы перекладывают с себя на федеральный центр ответственность за все кризисные последствия?

– Региональные лидеры, которые уже поняли, что они должны нести ответственность за то, что сейчас происходит в их регионах, пытаются найти какие-то аргументы для того, чтобы выглядеть лучше, в том числе и в глазах федерального центра. Это актуально, если принимать во внимание отношения губернаторов с президентом и премьер-министром, которые зачастую высказывают персональную критику в адрес глав регионов. Так что на федеральном уровне тоже необходимо имидж поправлять, ну и, конечно, с точки зрения мнения населения это тоже важно. Есть территориальные службы федеральных органов, которые для большинства населения являются такими значительными структурами, воплощают собирательный образ чиновников, которые неизвестно чем занимаются – для населения это неизвестно, в основном. Поэтому можно сказать, что они здесь негативную роль играют. Любой руководитель сейчас может вернуться к популярной идее сокращения расходов на административный аппарат, и многие это сделали применительно к своим администрациям в регионах. Предложения сократить федеральных чиновников, работающих в регионах, тоже звучали уже во время кризиса неоднократно и, кстати, от руководителей национальных республик.

– То есть губернаторы могут безнаказанно критиковать федеральные органы?

– Во всяком случае, они пытаются это делать, потому что сейчас выходит так, что в основном вся критика замыкается на губернаторах, и они остаются, что называется, крайними в этой кризисной ситуации. Во многом это оправданно, потому что действительно на местах в регионах далеко не всегда те решения, которые на федеральном уровне приняты, реализуются оперативно и с достаточной долей управленческой эффективности. Поэтому объективно есть основания для критики губернаторов. Но и губернаторы, в свою очередь, пытаются, конечно, свой имидж здесь защитить. Однако выступить с критикой федеральных властей, за редким исключением, не решаются. Зависимость их политическая и экономическая от Центра очень высока. Конечно, кризис повышает политическую роль губернаторов, потому что именно они отвечают за реализацию решений в регионах, на местах. Конечно, премьер-министр не может в каждый регион поехать, проверить, как там программа принимается. Политическая роль губернаторов растет, но, я думаю, говорить о том, что они сейчас попытаются некое наступление произвести на Центр, с целью расширить собственную самостоятельность, об этом говорить, я думаю, преждевременно. У них нет ни ресурсов для этого…

– Особенно у руководителей дотационных регионов…

– Конечно же, но и у других тоже, потому что система сбора налогов и общая финансовая политика Центра, начиная наверное, с начала 2000-х гг. приобрела такой ярко выраженный централизаторский характер – все доходы стекались в Москву. И, в принципе, этот механизм работает до сих пор, и говорить о том, что у регионов есть возможности для экономической самостоятельности по аналогии, как это было в 90-е гг., не приходится. Ситуация принципиально другая. И та пресловутая вертикаль, выстроенная Владимиром Путиным, она работает. Поэтому больших возможностей для фронды у глав регионов нет.

– А могут быть сделаны исключения? Например, позволит ли федеральный центр кавказским регионам критиковать себя?

– Регионы Кавказа, конечно, отдельно надо рассматривать: это другой курс политический. Там отношения выстраиваются абсолютно персонализированно и в неформальной плоскости. Есть отношения Рамзана Кадырова с федеральным центром, есть отношения Арсена Канокова с федеральным центром и т.д. Но я хочу сказать о том, что в общем сейчас нет особых оснований для того, чтобы резко критиковать. Вот позволил себе критику Муху Алиев в связи с кадровыми решениями Центра, но это, скажем, такое исключение, и оно опять-таки обусловлено ситуацией в Дагестане. Большинство лидеров Кавказа сегодня лояльны Центру, и в общем их вполне устраивает то положение, которое они занимают.

– Как вы считаете, будет ли федеральный центр жестко пресекать попытки регионалов «переводить стрелки»? Либо, в ситуации кризиса, позволит кидать камни в свой огород?

– Я думаю, что это будет зависеть от того, насколько каждый региональный лидер сумеет остаться в рамках тех правил игры, которые установлены Центром. Правила игры по-прежнему устанавливаются Центром. Если тот или иной руководитель не понимает пределов допустимого, то это будет ситуация, аналогичная той, в которой оказался мурманский губернатор Евдокимов. Вот это был яркий пример того, как человек потерял, скажем так, чувство политической реальности и вышел за пределы возможного в той системе отношений между Центром и регионами, которая создана, которая существует. Другое дело, если не выходить за пределы допустимого. Вот, скажем, критика территориальных органов федеральной власти не выходит за эти пределы. Ну, действительно, есть там и недоработки, и численность зачастую неоправданно высока и т.д. Нужно здесь понимать, что такой тонкий баланс существует. Для тех, кто не будет выходить за рамки тех правил, которые устанавливает Центр, никаких особых санкций не последует.

С Оксаной Гончаренко беседовал Вадим Попов

Версия для печати