Политические игры с принцессой Укока
С требованием захоронить мумию «принцессы Укока» в суд обратились общественники Республики Алтай. По их словам, они ранее обращались в другие инстанции и теперь намерены отстоять свои намерения в суде. Наблюдатели отмечают, что тема захоронения мумии политизирована. Ее уже неоднократно использовали различные силы в своих целях. Источники «Клуба Регионов» не исключают, что в настоящее время вопрос захоронения принцессы может быть специально инициирован властями региона, чтобы, захоронив принцессу, скрыть следы ущерба, которые были нанесены мумии из-за того, что она хранилась не должным образом.
В Горно-Алтайский суд направлен иск с требованием захоронить мумию «принцессы Укока». В настоящее время останки мумии хранятся в национальном музее А.В. Анохина в Горно-Алтайске.
Председатель общественного оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине, которые подал иск в суд, заявил «Интерфакс-Сибирь»: «Значительная часть населения нашего региона считает, что останки имеют культурное и религиозное значение непосредственно для народов, населяющих республику». «Ранее мы обращались по этому вопросу в различные инстанции. Теперь через суд мы намерены обязать республиканское министерство культуры восстановить целостность памятника археологии, возвратив останки на плато, из которого они извлечены», – добавил Кине.
Учредитель газеты «Листок» Сергей Михайлов считает, что за обострением вопроса о захоронении «принцессы Укока» могут стоять власти республики: «На мой взгляд, тема захоронения принцессы будируется искусственно. При этом есть рядовые жители республики, которые искренне в это верят. Но эта тема поднимается для отвлечения внимания общественности. Как на федеральном уровне возникает скандал с семейством генпрокурора, тут же вытаскивается какая-то другая тема, которая отвлекает от этого скандала внимание. Сейчас в республике проведены обыски у замминистра сельского хозяйства, сам министр сельского хозяйства отправлен в отставку, уголовные дела возбуждены в отношении ряда чиновников этого ведомства. ОНФ поднимает тему так называемой «алтайской ямы». И в этой ситуации властям региона надо как-то отвлечь внимание от всего этого. И запустить новость, подобную той новости про тигра Амура и козла Тимура. Среди общественников есть некий Акай Кине, который якобы хочет захоронить принцессу, в прошлом году именно он [Акай Кине] из рук Бердникова получил премию Чорос-Гуркина. С вероятностью 95% действия Кине согласованы с Бердниковым. Это игра».
Депутат Усть-Канского райсовета Урмат Князев подчеркнул, что вопрос захоронения «алтайской принцессы» регулярно поднимается во время различных выборных кампаний: «Эта тема поднимается несколько последних лет. И кто бы ни занимался данным вопросом, использовали его с политической подоплекой в период предвыборных кампаний. Я считаю, что если проводить захоронение, то нужно проводить необходимые обряды, процедуры. На мой взгляд, сейчас в регионе такого человека, который бы смог это сделать, нет. Я думаю, что сейчас уже не будет многих других вещей, которые были найдены при раскопках принцессы. А закопать только тело, мне кажется, будет неправильно. Бердникову пока удается лавировать между теми, кто хочет захоронить принцессу, и «Газпромом», при поддержке которого был реконструирован музей, где сейчас хранится «принцесса Укока».
Доцент кафедры истории России Горно-Алтайского государственного университета Михаил Паклин также не исключает, что, поднимая этот вопрос, какие-то силы хотят привлечь к себе внимание: «Тема захоронения «принцессы Укока» политизирована. В принципе, это артефакт. Он возвращен в регион, и на этом можно было бы точку поставить. И я считаю, что все остальные движения в этом направлении уже носят надуманный характер. Потому что мы уходим в какую-то мистику. Мы живем в XXI веке, но почему-то до сих пор думаем, что какие-то тайфуны и землетрясения связаны именно с тем, что раскопали эту могилу. Думаю, что это несерьезная постановка вопроса, так же как несерьезной является постановка вопроса захоронения. В этом случае нужно хоронить и ряд других артефактов, найденных по всему миру. Мне кажется, к этой теме кто-то пытается искусственно вызывать интерес, привлекая тем самым внимание и к себе».
Источник «Клуба Регионов» в СО РАН рассказал, что за компанией по захоронению «принцессы Укока» может стоять руководство Республики Алтай. Если «под давлением общественности» удастся захоронить мумию, то таким образом будет скрыт тот ущерб, который был нанесен мумии из-за того, что она хранилась не должным образом, после того как была вывезена из Новосибирска. А ущерб был нанесен, несмотря на то, что «Газпром» выделил многомиллионные средства на приобретение оборудования для хранения принцессы и на строительство специального помещения в республиканском музее.