6 июля 2010 | Архив
Версия для печати
Евкуров сделал женщин по-настоящему дорогими
Президент Ингушетии поддержал инициативу мусульман по увеличению размера калыма за невесту до 40 тыс. рублей, а также увеличению суммы выкупа кровной мести до 1 млн. рублей. По мнению политолога Михаила Тульского, глава любого российского региона должен всегда следовать закону, а не демонстрировать «примеры дикости». Публицист Максим Шевченко считает, что Евкуров стал жертвой провокации, так как «в Ингушетии не было и нет никакого калыма».
Вопрос об увеличении размера калыма президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров обсудил на общереспубликанской конференции мусульман, посвященной практике урегулирования межродовых отношений. В ходе дискуссии участники мероприятия приняли решение значительно увеличить размер выкупа, выплачиваемого семье невесты: с 12,5 до 40 тыс. рублей. Глава региона подержал эту инициативу, однако раскритиковал существующую в Ингушетии практику похищения девушек для вступления в брак.
Также на конференции было принято решение увеличить сумму так называемого выкупа кровной мести – с 50 тыс. до 1 млн. рублей. После выплаты этих денег семья погибшего отказывается от претензий к виновнику смерти своего родственника.
Сообщения о публичной поддержке столь специфических традиций президентом Ингушетии вызвали неоднозначную реакцию экспертного сообщества.
«Такими жуткими дикостями стабилизировать обстановку в Ингушетии Евкурову не удастся, скорее наоборот, – сказал «Клубу Регионов» президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский. – Глава региона всегда должен быть примером окультуривания, следования закону. А если губернатор сам демонстрирует примеры дикости, то это может привести к еще большему одичанию местного населения. Те люди, которые хотят нормального цивилизованного развития, понимают, что им необходимо помалкивать, тогда как инициаторы средневековых традиций чувствуют себя на коне. Возникает ощущение, что еще немного – и в Ингушетии будет создан филиал Саудовской Аравии».
По словам политолога, в ситуации, когда на Северном Кавказе местные, подчас «дикие», обычаи ставятся выше закона, можно ожидать еще большего обострения криминогенной обстановки и повышения численности участников бандформирований.
Иной точки зрения придерживается руководитель рабочей группы по Северному Кавказу в Общественной палате РФ Максим Шевченко. По словам эксперта, в Ингушетии никогда «не было и нет никакого калыма».
«Это фантастика. Ислам запрещает калым. Никто не может указывать семьям, на какую сумму следует дарить свадебный подарок», – сказал Шевченко «Клубу Регионов».
По словам эксперта, появление в СМИ информации о повышении суммы выкупа за невесту и одобрении этой инициативы со стороны главы Ингушетии – это провокация, устроенная противниками Евкурова: «Против президентов Ингушетии и Чечни время от времени затеваются подобные кампании. Цель их одна – дискредитировать глав республик».
Между тем пресс-секретарь ингушского президента Калой Ахильгов сказал «Клубу Регионов», что в Ингушетии традиция выкупа невесты повсеместно распространена и увеличение калыма действительно одобрено главой региона. «Действующая сумма выкупа в 12,5 тыс. рублей перестала быть актуальной. Сегодня все знают, что любая свадьба обходится и для одной, и для другой стороны в гораздо большую сумму. Поэтому, чтобы не обманывать самих себя, было принято решение повысить сумму калыма. Думаю, что это станет хорошим подспорьем для молодоженов», – пояснил Калой Ахильгов.
© www.club-rf.ru