Эксперт: у Евкурова нет реальной оппозиции
Ингушская оппозиция заявила о воссоздании мехк-кхела – совета представителей ингушских тейпов (фамилий). Его инициаторы, в частности, намерены добиваться роспуска парламента республики. Как считает политолог Максим Шевченко, о мехк-кхеле нельзя говорить как о реальной оппозиции президенту Ингушетии Юнус-Беку Евкурову – речь идет об удовлетворении политических амбиций родоплеменной элиты.
Как рассказал «Коммерсанту» один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев, прошло первое организационное заседание мехк-кхела. Участники новой оппозиционной организации рассчитывают привлечь к его деятельности представителей всех крупных ингушских фамилий (всего их около двух десятков). Главной целью альтернативного парламента заявляется противодействие похищениям людей и бессудным казням, в которых ингушская оппозиция обвиняет силовиков, а также искоренение коррупции. Оппозиционеры будут добиваться и роспуска парламента, избранного еще при прежнем президенте – Мурате Зязикове. При этом мехк-кхел не собирается добиваться отставки Юнус-Бека Евкурова.
В Ингушетии уже имеется один совет тейпов, действующий под эгидой республиканских властей. Он был создан в октябре прошлого года по инициативе Юнус-Бека Евкурова, который, выступая перед представителями 14 известных в Ингушетии фамилий, объяснил свою инициативу желанием вовлечь старейшин в дело наведения порядка в республике. Он также отметил, что с помощью совета тейпов рассчитывает побороть коррупцию.
Оппозиционный мехк-кхел созывается в Ингушетии не впервые – последний раз он собирался в 2008г., когда республикой руководил Мурат Зязиков. Тогда организация сыграла существенную роль в смене власти. Самыми заметными акциями мехк-кхела стали многотысячные митинги протеста, некоторые из которых закончились серьезными столкновениями с силовиками.
После назначения президентом Ингушетии Юнус-Бека Евкурова было принято решение о приостановлении деятельности мехк-кхела, так как новый глава публично пообещал наладить диалог со всеми политическими силами, прекратить похищения и убийства жителей республики. Однако Магомед Хазбиев считает, что обещания президента так и остались на словах.
Пресс-секретарь главы Ингушетии Калой Альхигов сообщил «Клубу Регионов», что Юнус-Бек Евкуров уже знает о новой организации и будет всячески с ней контактировать: «Мы взаимодействуем со всеми общественными организациями, которые есть в республике. Мехк-кхел не будет исключением. Когда мехк-кхел создавался при Мурате Зязикове, было полное отсутствие диалога власти с народом. Общество тогда самоорганизовалось для проявления своей позиции. Сегодня такого отсутствия диалога нет, и никаких проблем во взаимодействии с общественными организациями у нас тоже нет. Естественно, мы будем учитывать и предложения, и высказывания, и, если есть, даже претензии мехк-кхела. Но как таковых требований мы пока не слышали. Что касается заявления о роспуске парламента, то такие требования звучат довольно давно. В какой-то степени они могут быть обоснованными, но есть закон, и нужно ему следовать».
Политолог Максим Шевченко не считает, что воссоздание мехк-кхела повлияет на политическую обстановку в Ингушетии. Он уверен, что представители организации просто хотят реализовать свои политические амбиции. При этом президент Ингушетии, по мнению Шевченко, и без давления оппозиции борется с беззаконием в республике.
«В Ингушетии общим фоном жизни является доминирование родовых отношений над современной политической структурой, – отмечает Максим Шевченко. – Тейпы являются важнейшим инструментом формирования внутриингушского общественного мнения. Я не знаю, насколько этих людей можно считать оппозицией. Там всегда кто-то против кого-то объединяется. Думаю, что к созданию новой организации всерьез относиться не стоит. Политические амбиции играют в ингушском обществе главную роль, но Юнус-Бек Евкуров сделал для республики очень много. Я не думаю, что у Евкурова появляется реальная оппозиция. И раньше были знатные тейпы, которые его не принимали и относились к нему высокомерно и враждебно. Люди полагали, что если принадлежат к каким-то фамилиям, то они и есть самые главные, и все должны их слушаться и ходить по струнке. А Евкуров начал борьбу с коррупцией и воровством. Как говорят, в Ингушетии находится очень много машин, угнанных в других регионах страны. Евкуров начал борьбу и с этим. Многим влиятельным и знатным тейпам это могло не понравиться. Все привыкли, что у них есть кормушка. Евкуров начал борьбу за модернизацию ингушского общества, а эта оппозиция в любом случае будет ретроградной».