Инвестиция в будущее: эксперты – о том, как Бату Хасиков привлек 3,2 миллиарда федеральных средств на капремонт школ Калмыкии
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Калмыкия/ Правительство РФ выделило регионам субсидии на модернизацию школьных систем образования в 2022–2023гг. Из общего фонда в объеме более 90 млрд руб. почти 3,2 млрд руб. получит Калмыкия. Как управленческой команде региона удалось получить столь весомую поддержку федерального центра и насколько ценными для будущего республики окажутся грядущие преобразования, объясняют эксперты АЦ «Юг».
За два года по программе проведут капитальный ремонт и переоснащение в 35 школах Калмыкии, к которым относятся 40 зданий. Из них 13 школ расположены в столице республики Элисте, а 22 – в сельских территориях. В этих школах сегодня занимаются порядка 20 тыс. учащихся. За счет субсидии там проведут не только капитальный ремонт, но также приобретут новую мебель, современные доски и другое учебное оборудование, а также оснастят пищеблоки.
Как сообщил глава региона Бату Хасиков, в целом программа рассчитана на пять лет, что в дальнейшем позволит охватить большее количество школ, нуждающихся в ремонте. «Особый акцент мы сделали на сельские школы. Система образования – драйвер развития нашей республики. Мы последовательно улучшаем инфраструктуру, чтобы Калмыкия вышла на новый высокий уровень», – написал Хасиков на своей странице в «Инстаграме».
Оценивая данное решение, эксперты сходятся во мнении, что Хасиков, пришедший в остро кризисный регион, смог стабилизировать ситуацию. В глазах федерального центра Калмыкия выглядит как регион, который вновь может успешно реализовывать крупные проекты, а строительная отрасль республики сегодня способна взять на себя выполнение поставленных задач.
По мнению вице-президента РАПК Алексея Куртова, «такое важное для Калмыкии решение, безусловно, стало следствием очень активной и последовательной работы управляющей команды республики».
«И Бату Хасиков, и председатель правительства Юрий Зайцев сформировали вполне работоспособную и грамотную структуру управления. Им верят в республике и с пониманием относятся в федеральном центре. Есть цели, планы, инструменты и, главное, ответственность. Формируется доверие правительства РФ, растет понимание возможностей республики. Именно такая разумная активность региона и помогает принимать решения о дополнительной помощи. Важно и то, что жители Калмыкии поддерживают планы и работу своего руководства», – прокомментировал Куртов.
Стоит добавить, что внимание властей Калмыкии к школам – это системная политика. Так, в августе 2021г. вдвое (до 200 тыс. руб.) в республике были повышены подъемные выплаты для молодых педагогов, а для учителей, устроившихся в сельские школы, – до 300 тыс. руб. Выросли также доплаты за классное руководство и еще ряд выплат учителям и воспитателям в детских садах.
Именно в школе закладываются основы базовых знаний, формирование личности, возможностей для глубокой профориентации, отмечает директор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, член комиссии по развитию образования ОП РФ Азамат Тлисов. При этом школьный уровень образования требует значительных ресурсов: в период обучения ребенок растет, развивается, проходит один из ключевых этапов своей социализации.
«Комфортные условия и для школьников, и для учителей создают возможность качественного усвоения материала. Наша большая общая задача, чтобы человеку было комфортно жить и получать образование там, где он находится, – говорит Тлисов. – Обновление школ в сельской местности фактически формирует условия для сохранения жителей в этих населенных пунктах. Это большая задача и в рамках демографии, и в рамках системы образования».
По мнению эксперта, если раньше период высокой рождаемости приводил к необходимости строить новые детские сады, то сейчас эти же дети уже должны идти в школы. И, конечно, им требуется качественное образование, которое закладывается в фундамент конкурентоспособности как региона по отношению к другим территориям, так и страны в целом. Говоря о важности именно школьного образования, Тлисов напоминает известную фразу американского президента Джона Кеннеди о том, что «космос мы проиграли русским за школьной партой».
«И глобальная конкуренция за знания, за умы никогда не прекращалась, и надо все время усиливать свои позиции. И важно, чтобы учителя в наших школах могли сфокусироваться не на проблемах с оснащением, а на подготовке к урокам, изучении новых материалов и методов обучения. Все это значительно расширяет горизонты для молодого поколения», – уверен эксперт.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в свою очередь отмечает, что глава Калмыкии последовательно старается улучшать систему образования, в частности оснащение среднего общеобразовательного звена, и подчеркивает, что это одна из стратегических задач республики.
«Выделение дополнительных средств на переоснащение школ в Калмыкии имеет очень большое значение. Зная Калмыкию и зная, что для республики характерно дисперсное расселение, высокая доля сельских школ, часто со сложной доступностью, могу сказать, что ситуация требует того, чтобы школы были оснащены современным лабораторным и учебным оборудованием, имелся доступ к интернету, современный библиотечный фонд. Все это для Калмыкии имеет первостепенное значение. Успешность ребят, их будущее, встроенность в современную экономику начинается со школьной скамьи. В регионе сильны традиции, связанные с шахматами, математикой, геометрией. Лучшие выпускники республики получают высокие баллы и учатся в столичных университетах. В то же время общий уровень образования в регионе на данный момент не в первых строчках российского рейтинга. Поэтому так важны усилия главы региона по созданию современных условий, отвечающих новым вызовам, чтобы ребята могли получать образование именно там, где они живут. Там, где в перспективе они могут работать и принести успех своему региону. Качественное школьное образование, которое дает возможность дальнейшего обучения, но и сохраняет потенциал возвращения в республику, мне представляется важным стратегическим направлением развития Калмыкии и всей нашей страны», – заключила Ирина Абанкина.