Национальный конфликт и провал явки в марте: эксперты – об угрозах для переизбрания Хасикова на пост главы Калмыкии
Глава Калмыкии Бату Хасиков приближается к пятилетке со дня своего назначения руководителем региона в марте 2019г., но до сих пор не продемонстрировал особых достижений. Однако опрошенные «Клубом Регионов» эксперты склоняются к тому, что не самый удачный губернатор сохранит свое место, если на него не появится более ресурсный претендент, или сам Хасиков не совершит непоправимых ошибок, а его команда не провалит явку на президентских выборах.
По мнению политолога Александра Васильева, сейчас Кремль неохотно идет не замены в губернаторском корпусе, и для таких действий в регионе должно произойти что-то совсем нестандартное, либо сам глава должен допустить «прокол, который приведет к серьезному стрессу». Но даже недавние волнения в Башкирии, по словам эксперта, еще не являются поводом для ротации. «В Калмыкии же ничего нестандартного не происходит. У Хасикова нет ни особых достижений, ни особых провалов – в последние года два там всё довольно ровно, нет особых скандалов, которые выходили бы на уровень федеральных СМИ, поэтому положение Хасикова я бы назвал достаточно устойчивым», – сказал эксперт.
Однако политолог Виталий Арьков отмечает, что как раз сейчас силовики «работают на износ», пытаются удержать ситуацию в Калмыкии в границах нормы. «В республике в последнее время достаточно сильны протестные настроения. Очень многие жители после начала СВО и мобилизации уехали за рубеж, в том числе многие калмыцкие блогеры-националисты и сепаратисты. Часть из них осела в Европе и в США, и сейчас оттуда они очень активно пытаются раскачать ситуацию. Результаты такой же работы мы видели в Башкирии и в Якутии, когда общество просто «взрывалось» из-за проходных проблем», – говорит эксперт.
Именно отсутствие протестных акций, а также явка в марте станут главными критериями, по которым администрация президента будет делать выводы о продлении полномочий Хасикова и других губернаторов, продолжает Арьков. Он подчеркнул, что за полученные главным кандидатом проценты отвечает федеральная команда, и это для Хасикова хорошие новости. Политолог заметил, что уровень поддержки самого Хасикова в Калмыкии до недавнего времени был заметно ниже, чем у «Единой России», а его назначение секретарем отделения партии пошло ей во вред. «В отличие от многих других регионов губернатор подставил партии не плечо, а подножку», – пояснил Арьков. Но пришедшая в республику в 2023г. новая команда политтехнологов, по его словам, хорошо поработала и отчасти выправила ситуацию, им удалось локализовать фронду и добиться укрепления ЕР на выборах в Народный хурал осенью 2023г. «А сейчас эта команда делает всё, чтобы не ставить Хасикова рядом с президентом. В других регионах усиленно продвигают мысль, что губернатор – в команде президента, но в Калмыкии этого нет, там понимают, что это пойдет в минус Владимиру Путину», – продолжает собеседник «Клуба Регионов».
В некотором смысле дестабилизирующим положение Хасикова фактором стало открытие международного коридора «Север-Юг», что кардинально изменило роль региона на экономической и логистической карте страны. «По крайней мере три региона Нижней Волги – Астраханская, Волгоградская области и Калмыкия – представляют лакомый кусочек для многих. От желающих зайти туда отбоя нет, причем, это достаточно ресурсные люди из Москвы», – пояснил Арьков. «Впрочем, и на Старой Площади сидят довольно влиятельные люди, заинтересованные в том, чтобы сохранить Хасикова», – добавил он.
Политолог Васильев придерживается иного мнения о привлекательности Калмыкии. По его словам, в последние 15 лет он минимум шесть раз в год бывает в столице республике Элисте, и за всё это время не заметил никаких существенных изменений к лучшему. «Я не вижу никого с бо́льшим политическим весом, чем у Хасикова, кто хотел бы занять его место. Калмыкия – это глухой депрессивный регион, там как не было дорожной сети, так она и не появилась. И это притом, что Элиста находится в два раза ближе к Ростову и Ставрополю, чем Астрахань, и можно было бы построить экономически успешную агломерацию, наладив коммуникацию с соседними регионами. Ну и в рамках коридора «Север-Юг» тоже можно было бы развивать этот транспортный узел, но я часто вижу на границе Дагестана и Калмыкии колоссальные пробки из фур, причем, чаще всего они бывают около калмыцкого КПП, а не дагестанского. А ведь это параллельный импорт, важные поставки. Но вот эта стратегически важная государственная задача на месте реализуется, мягко говоря, так себе», – поделился мнением эксперт.