Депутат Ульянов: в Карелии негативно воспримут введение института старост
Глава Карелии Артур Парфенчиков предложил ввести в регионе институт сельских старост. Соответствующий законопроект внесен в заксобрание республики. Директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман отметил, что институт старост эффективно работает в тех территориях, где их появление инициировалось на местах, а не региональной властью. «Это не вопросы, которые должна поднимать региональная власть», – сказал Гурман. Депутат заксобрания Карелии Евгений Ульянов отметил, что во время Великой Отечественной войны старостами в Карелии называли «прислужников финских оккупационных властей».
Законопроект о введении в Карелии института старост в сельских населенных пунктах внесен в заксобрание региона. С такой инициативой выступил глава республики Артур Парфенчиков.
В документе говорится, что назначать старост будут местные советы по представлению схода жителей. При этом староста не должен являться государственным или муниципальным служащим и не может состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Цель введения института старост – «организация взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения».
Директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман отметил, что введение института сельских старост должны инициировать на местном уровне, а не на уровне главы региона: «Мы помним, что в Конституции 12 статья говорит, что местное самоуправление самостоятельное и не входит в систему органов госвласти. Поэтому не очень понятно, почему вопрос о введении той или иной структуры на муниципальном уровне поднимает губернатор. Это должно местное сообщество инициировать. Если есть такая потребность, тогда местное сообщество само решает, что им нужен староста. Опыт показывает, что институт старост везде работает по-разному. Когда это инициируется сверху и административно, то негативный эффект понятен. А когда это исходит из потребности жителей, то это работает. Это облегчает людям жизнь, помогает представлять их интересы в административных структурах».
Предложения губернаторов о введении старост в населенных пунктах Гурман объясняет попытками глав регионов «быть в тренде»: «Президент говорит о том, что нужно активизировать участие граждан в местном самоуправлении. Это один из критериев оценки эффективности деятельности региональной власти. И теперь региональные власти пытаются показать, что активизировалось население».
Депутат заксобрания Карелии, член комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Евгений Ульянов считает, что старосты станут «лишней надстройкой» во взаимодействии населения и власти: «Мне непонятно, зачем нужная эта должность. Староста своими действиями и работой должен работать как депутат местного совета. И таким образом он будет подменять работу местного депутата. Получается переплетение обязанностей. В этом случае могут произойти какие-то противоречия между депутатами и старостами. Еще один момент в том, что если депутата выбирает народ, то старосту все-таки назначает местная власть. А если народ выберет в старосты какого-то общественника, который неугоден местным властям, а муниципалитет этого не захочет? И это опять приведет к закулисным играм».
Ульянов также обратил внимание, что само название должности «староста» вызывает «эмоциональную неприязнь» у жителей республики: «Во время Великой Отечественной старосты в Карелии были прислужниками нацистской Германии или финских оккупационных властей. И, обсуждая законопроект о введении старост с нашими главами муниципалитетов, они прямо заявляют, что если они предложат кому-то стать старостой, то их засмеют и заплюют».
В то же время депутат заксобрания Алтайского края Иван Мордовин подчеркнул, что опыт создания института сельских старост в их регионе показал эффективность: «Алтайский край – один из первых, где ввели институт сельских старост. Появление старост было связано с тем, что Алтайский край является одним из лидеров по количеству сельских поселений. И опыт показал, что там, где речь идет о малочисленных, отдаленных населенных пунктах, там институт старост очень эффективно работает. Там, где есть староста, проще организовать жизнь в населенном пункте, решать возникающие вопросы и проблемы. Потому что староста, с одной стороны, информирует население о тех решениях, которые принимают органы местного самоуправления, а с другой стороны, до органов местного самоуправления он доносит информацию о состоянии дел в том или ином населенном пункте».
Добавим, что согласно законопроекту срок полномочий у старосты в Карелии будет не менее двух и не более пяти лет. Один и тот же человек сможет занимать эту должность любое количество раз.
Старостам при желании органов местного самоуправления будут выдавать удостоверения, компенсировать расходы, связанные с осуществлением ими полномочий, и платить зарплату.