Республика Саха (Якутия)
28 мая 2019

Эксперты подводят итоги первого года работы Николаева главой Якутии

В Якутии подводят итоги первого года с момента назначения Айсена Николаева главой республики. Политолог Константин Калачёв считает, что Николаев за этот год показал себя эффективным управленцем, способным слышать и решать проблемы людей. А первый секретарь Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев заявляет, что социальных «проблем в регионе очень много и они требуют конкретных и оперативных решений губернатора». Политолог Дмитрий Журавлёв отмечает, что Николаев наметил ряд крупных программ, но упустил контроль над региональной столицей.

28 мая исполняется год с момента назначения Айсена Николаева главой Якутии. Комментируя итоги первого года работы нового главы республики, политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв отмечает, что как драйвер развития территории и лоббист интересов Якутии Николаев вполне эффективен.

«Совершенно очевидно, что губернаторские планы и задачи Николаева сосредоточены на проблеме разбалансированности бюджета, снижении госдолга республики, активизации работы с федеральными госструктурами, пересмотре плана закупок, оптимизации структуры исполнительных органов власти, – говорит Калачёв. – Все это можно поставить ему в заслугу. В прошлом году в республиканский бюджет поступило даже больше планируемого, а это очень важно для дотационного региона».

Калачёв также обращает внимание, что федцентр поддержал инициативу Николаева включить в план соцразвития центров экономического роста Якутии на 2019–2021гг. строительство трех дополнительных социальных объектов – республиканского кардиодиспансера, школы-сада в микрорайоне Кангалассы и республиканского круглогодичного детского центра отдыха и оздоровления. Все три проекта будут реализовываться за счет «единой субсидии» – средств, выделяемых регионам из федерального бюджета на развитие центров социально-экономического развития. На эти цели республика получит 6,5 млрд руб.

«Очень важный вопрос – строительство моста через Лену. Но здесь, вероятно, лоббистских возможностей Николаева не хватит, хотя губернатор старается», – говорит Калачёв.

По словам первого секретаря Якутского рескома КПРФ Виктора Губарева, отчет правительства Николаева за прошлый год в КПРФ приняли к сведению только из-за того, что на момент его представления глава республики не отработал даже года, но это не означает, что у коммунистов нет к нему вопросов. «Проблем в регионе очень много остается, и это те проблемы, которые требуют конкретного решения от губернатора. Например, в июле было принято постановление правительства о модельном штатном расписании, которое предусматривало оптимизацию бюджетной сферы на 4 тыс. мест в культуре, образовании, здравоохранении. Сейчас работа в данном направлении остановлена для проведения анализа и подтверждения необходимости этой оптимизации. Но мы понимаем, что данная работа будет продолжена, и выступаем за то, чтобы каждому человеку, которого уволят, было предоставлено другое рабочее место с такими же или лучшими условиями», – говорит политик.

Проблема бедности действительно обозначена губернатором, отмечает Губарев, но решительных мер по улучшению ситуации не принимается: «20% населения республики – бедные, то есть живущие на уровне прожиточного минимума. И это в богатейшей республике, где валовый национальный продукт перевалил за 1 трлн руб. Тут, конечно, глава за все отвечает. Вопрос надо решать, и делать это планомерно».

Политконсультант Даниил Ермилов полагает, что все, что сегодня принято называть просчетами Николаева, на самом деле игра «в долгую»: «Решение проблем бедности достигается одним путем – путем коммуникации с федцентром. Потому что золото, алмазы и нефть Якутии уже давно в руках москвичей, которые при этом даже не платят в республику налоги. То есть сегодня якуты не та богатая нация, которая была 20 лет назад. Соответственно, решение вопроса бедности населения лежит в плоскости выстраивания диалога с Москвой. И в этом диалоге и бедность, и мигранты на самом деле играют на руку Николаеву да и жителям Якутии. Это такая многоходовая комбинация, как в шахматной партии. Он сделал гамбит, сдал город, прикрылся мэром. И негатив населения выплескивается на мэра Якутска [Сардану Авксентьеву], которая без команды много чего не сделает. Николаев при этом чист и сейчас может вступать в переговоры с федцентром о каких-то финансовых взаимоотношениях на другом уровне. Также будет решаться и проблема бедности. У нас в стране, если ты у Москвы денег не попросишь, ты их никогда не найдешь. А вот, если федцентр Николаева не послушает, губернатору нечего будет предъявить жителям. И тогда настроения антимигрантские перейдут в более острую фазу. А это никому не нужно».

Еще одна болевая точка региона, на которую обращает внимание Губарев, – вопросы, связанные с продовольственным и промышленным обеспечением арктических районов республики. «Николаев посетил почти все арктические районы, это правильно, но сегодня предстоит решать вопросы строительства в них складских продуктовых помещений. Их, кроме Верхнее-Колымского, нет ни в одном районе, – комментирует политик. – Если раньше в каждый из 13 арктических районов завозилось 600 тонн картофеля, то сегодня это количество завозится во все 13. И цены на него в два-три раза выше, чем в целом по республике, потому что завозят продукты частные предприниматели и они же устанавливают их стоимость. Господдержка есть по 14 наименованиям продуктов, но реальная потребность жителей этих районов сегодня намного больше».

Решение проблемы депутат видит в договоренности главы республики с федеральным центром о расширении мер господдержки предпринимателям, повышении транспортной доступности отделенных районов. «Транспортная доступность отдаленных районов республики всегда была проблемой. Билет из облцентра в районы арктической зоны может стоить 34 тыс. руб., в то время как в Москву – 7 тыс. руб. С этим тоже предстоит разбираться главе республики», – подчеркивает Губарев.

Политконсультант Пётр Ханас считает, что главное достижение Николаева по итогам первого года работы – он сумел восстановить доверие к власти в республике. «Тесные коммуникации с жителями играют в этом основополагающую роль. Он не надеется на поддержку федцентра (хотя она очень важна для Якутии), а рассчитывает на собственные силы. Николаев нашел способы и механизмы консолидации элит, для мобилизации собственных ресурсов, – говорит эксперт. – Он оказывает всестороннюю помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, которые находятся на территории республики».

При этом Ханас отмечает, что в республике «был нехороший случай с элементами национализма [антимигрантские митинги]», однако, по его мнению, Николаев «вовремя вышел в народ и поговорил с людьми».

Политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв отметил, что Николаев наметил ряд крупных программ, но упустил контроль над региональной столицей: «Главе Якутии удалось выстроить отношения с федеральным центром. Якутия получает ряд преференций, которые другие регионы не получают. Принят ряд федеральных документов, связанных с развитием инфраструктуры и социальной сферы в Якутии. Принята новая программа развития образования. Есть амбициозная программа по развитию сельского хозяйства, но выполнить ее будет непросто. Не знаю, можно ли считать проблемой существование мэра столицы республики от «Партии возрождения России». Политически это, конечно, проблема. Потому что в Якутии, как и во многих других субъектах РФ, региональная столица – это ключевой экономический и политический игрок. Есть общая проблема – развитие инфраструктуры в сложных климатических условиях».

«Начало неплохое, вопрос: что дальше? Самое главное – не растерять поддержку людей, не растратить их доверие. Пока с этим проблем нет, поэтому дальше губернатором будет вестись работа по повышению эффективности и качества госуправления, реализации нацпроектов на территории Якутии. Результаты мы еще увидим», – резюмирует политолог Калачёв.

Версия для печати