Архангельский губернатор Цыбульский выступил с комплексным предложением по защите лесов
На форуме «Чистая страна» в Сколково губернатор Архангельской области Александр Цыбульский выступил с инициативами, которые позволят быстрее навести порядок в лесной сфере.
Глава региона обратил внимание, что у регионов и Федерации нет актуальных данных о лесах, а без них невозможно эффективно заниматься их охраной. «Мы должны понять, сколько у нас этого ресурса есть, и, соответственно, тогда уже подходить к его оцифровке, вовлечению в оборот, перспективам выстраивания планов по его коммерческому использованию. И здесь точно регионы самостоятельно с этой задачей не справятся: во-первых, она дорогая; во-вторых, с правовой точки зрения это полномочия федеральной власти, переданные региональной, поэтому даже свои деньги мы не можем на это тратить по закону, поэтому здесь получается такой парадокс», – отметил Цыбульский.
О проблеме отсутствия актуальных данных о лесах говорит и вице-спикер Госдумы, член комитета по экологии и охране окружающей среды, член Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева. Во всей лесной статистике, по ее словам, «сплошное вранье», и сложившаяся ситуация не позволяет защитить от вырубки лесные зоны вокруг крупных городов и городские леса, на месте которых благодаря решениям недобросовестных чиновников появляются коттеджные поселки, новые микрорайоны и торговые центры. «Сегодня на мониторинг требуются колоссальные ресурсы, чтобы провести полную и качественную работу», – отметила депутат. И помощь в этом федерального центра могла бы улучшить ситуацию с финансированием, да и контроль со стороны федцентра может быть более четким, считает Тимофеева.
Над разработкой проекта монополизации планового лесоустройства работают и в Минприроды РФ, рассказал координатор Лесной программы российского отделения Гринпис Алексей Ярошенко. По его словам, сегодня в России нет актуальных данных о 84% лесов, а планы Рослесхоза предусматривают проведение лесоустроительных работ на площади около 30 млн гектаров в год. Такими темпами на актуализацию данных по лесам, вовлеченным в интенсивное лесопользование, уйдет около 10 лет. При этом вся площадь земель лесного фонда в России составляет примерно 1,2 млрд гектаров, и без финансирования в необходимом объеме примерно 900 млн гектаров могут оказаться вне мониторинга, считает эколог.
Между тем иметь актуальные данные о состоянии леса необходимо, например для реализации экономических проектов. «Примерно месяц назад у нас была утверждена новая стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030г. Она предусматривает строительство огромного количества целлюлозно-бумажных комбинатов, которые станут основой создания лесопромышленных кластеров. Так вот эти кластеры планируется размещать в местах, где, по данным древнего лесоустройства, которое было еще при царе Горохе, есть концентрированные запасы ценных лесных ресурсов. При таком подходе власть думает «здесь у нас много леса» и начинает искать инвестора, чтобы он построил ЦБК. Но когда инвестор начнет изучать место, окажется, что никаких лесных ресурсов там нет», – привел пример Ярошенко. По его словам, на практике подобная ситуация уже 10 лет наблюдается в Хабаровском крае, где хотят построить Амурский ЦБК.
Другим важным шагом, по мнению Цыбульского, должны стать более агрессивное лесовосстановление и очищение от мусора. В самой Архангельской области, по словам губернатора, 65% леса находятся в аренде, и власти строго следят за тем, чтобы компании вели его переработку по замкнутому циклу. На уровне региона это позволило избавиться от отходов лесопереработки. Но полностью решить проблему образования лесных свалок, которые создают как хозяйствующие субъекты, так и частные лица, в Архангельской области не удается. Эта проблема, подчеркнул Цыбульский, актуальна для многих субъектов РФ. «Мы с ними [со свалками], конечно, боремся, мы их устраняем, выделяем на это довольно приличные деньги. Но понятно, что этих объемов не хватает с учетом того накопленного эффекта, который они сегодня имеют. Предлагаю пойти по такому пути: если регион не уменьшает количество денег, выделяемых на ликвидацию таких свалок, то, допустим, федеральный бюджет мог бы в параметрах 50 на 50 участвовать. Таким образом, мы существенно сможем ускорить темпы ликвидации этого накопленного вреда», – предложил губернатор.
Реализация инициативы о совместном финансировании ликвидации лесных свалок требует серьезной проработки, говорит директор НП «Национальный Центр Эколого-Эпидемиологической Безопасности» Владислав Жуков. «В той форме, как это было предложено – 50 на 50, этически и интуитивно это, может быть, и правильно. Все-таки мы федеративное государство, которое должно помогать субъектам и нести финансовую ответственность, да и субъект не имеет права отстраняться от ликвидации таких объектов. Я не возражаю против предложенного подхода, но пока не вижу правовых механизмов и процедур, чтобы это осуществить. Для этого очень многое нужно поменять», – поделился своим мнением эксперт.
Комментируя инициативы Цыбульского, депутат Тимофеева напомнила, что в 2018г. Госдума приняла закон о лесовосстановлении, который лоббировал спецпредставитель президента Сергей Иванов. «По этому закону сколько вырубил – столько и посадил, причем в том же регионе и, более того, тех же пород дерева, поскольку зачастую вырубают очень редкие и дорогие породы. Но давайте посмотрим, сколько реально у нас было посажено [новых деревьев] за почти три года действия этого закона. Отталкиваясь от этих данных, можно будет говорить о том, насколько нужно ужесточать эту политику. Но мы однозначно должны более агрессивно подходить к политике лесовосстановления, защищать и компенсировать потери леса», – резюмировала собеседница «Клуба Регионов».