Арктике нужен комплексный проект развития: инициатива архангельского губернатора Цыбульского получила поддержку на федеральном уровне
На площадке Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» в Мурманске состоялось совместное заседание пяти комиссий Государственного Совета РФ. Главной темой обсуждения стало создание комплексного федерального проекта по развитию Арктической зоны России.
В заседании приняли участие губернаторы Александр Цыбульский (Архангельская область), Андрей Чибис (Мурманская область), Алексей Цыденов (Бурятия), Айсен Николаев (Якутия) и Дмитрий Артюхов (Ямало-Ненецкий АО), а также гендиректор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев, советник Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин и другие представители федеральной власти и госкорпораций.
«Российская Арктика – это важнейшая ресурсная и логистическая база с огромным экономическим и стратегическим потенциалом», – подчеркнули участники дискуссии. Основной идеей стало объединение управленческих, финансовых и инфраструктурных решений в рамках единого документа.
Губернатор Александр Цыбульский, возглавляющий комиссию по международной кооперации и экспорту, выступил с рядом важнейших предложений: создать отдельную стратегию с конкретными мероприятиями и финансированием; подходить к Севморпути как к основному драйверу развития Арктики; учредить специального оператора для координации всех арктических проектов
«Российская Арктика – это стратегический ресурсный и логистический центр страны, имеющий колоссальный экономический потенциал. Для его реализации необходим комплексный подход, объединяющий усилия всех заинтересованных сторон. Масштаб задачи сравним с освоением космоса. Нужно соединить всех отраслевых игроков в едином плане», – заявил Цыбульский. Губернатор особо отметил стратегическое значение Архангельской области в развитии западного сектора Арктики и необходимость создания здесь современной транспортно-логистической инфраструктуры.
Особое внимание уделили конкурентоспособности Севморпути. Цыбульский предложил: ввести субсидирование перевозок (в 1,5-2 раза дешевле текущих тарифов), определить господдержку на десятилетнюю перспективу, развивать ледокольный флот и всю сопутствующую инфраструктуру.
«Сегодня провезти грузы через Восточный полигон крайне проблематично, – пояснил губернатор. – СМП должен стать реальной альтернативой».
Глава «Росатома» Алексей Лихачев поддержал эти инициативы:
«Арктические проекты нельзя делать сугубо коммерческими. Нужен комплекс мер поддержки, включая льготное кредитование».
Подводя итоги заседания, губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил:
«Мы единогласно поддерживаем создание комплексного проекта. Он должен включать развитие минерально-сырьевых центров, транспортной инфраструктуры, науки и комфортной среды для жизни».
Участники заседания сошлись во мнении, что освоение Арктики требует системного подхода и долгосрочных инвестиций. Предложения, озвученные на форуме, лягут в основу будущей стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации.
«Важным моментом стало то, как именно Цыбульский продвигает интересы региона, — комментирует политолог Алексей Ярошенко. — Вместо узкообластного подхода он представляет проект как часть более широкой стратегии переориентации логистических потоков на Восток и разработки арктических ресурсов. По сути, губернатор формирует повестку, в которой Архангельская область выступает одним из ключевых транспортных и ресурсных центров.
Цыбульский акцентирует внимание на том, что удешевление перевозок по Севморпути (в полтора-два раза дешевле железной дороги) может привлечь дополнительные грузы и снизить зависимость страны от международных коридоров вроде Суэцкого или Панамского каналов. Он также подчёркивает выгоды для судостроения и энергетики, особенно в части атомного ледокольного флота «Росатома».
Если инициатива губернатора найдёт отражение в федеральной повестке, Архангельская область получит долгосрочные инвестиции, а местные предприятия — заказы на строительство и обслуживание инфраструктуры. В результате могут открыться рабочие места, начнётся развитие не только архангельской агломерации, но и малых городов.
В целом выступление Цыбульского подтверждает его умение действовать на стыке региональных и федеральных интересов. Если проект будет одобрен, это не только обеспечит дополнительные ресурсы для Архангельской области, но и укрепит позицию самого Цыбульского как одного из лидеров в «арктическом» направлении развития страны».