Глава Карелии:  по нескольким больным преклонного возраста со сложными перспективами выздоровления отказ от вакцинации был инициирован их детьми
2 сентября 2021

Эксперты: для разрешения транспортного кризиса в Астрахани нужна политическая воля губернатора

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Астрахань/ Эксперты АЦ «Юг» полагают, что навести порядок в системе общественного транспорта в Астрахани можно только с помощью политического решения, принять которое должен губернатор Бабушкин.

В Астрахани с 1 сентября резко выросла стоимость проезда в городском транспорте, одна поездка теперь стоит 30 руб. Муниципального транспорта в городе по факту нет, а предприниматели объясняют рост цен подорожанием газомоторного топлива. При этом Астрахань в последние годы регулярно оказывается на последних строчках рейтинга состояния общественного транспорта. Из-за износа контактной сети в городе давно уже упразднены трамваи и троллейбусы, а автобусные перевозки практически полностью отданы в частные руки. Перевозчики сами устанавливают тарифы, только лишь уведомляя об этом мэрию и пассажиров. Иногда стоимость проезда меняется в зависимости и от района города и даже от времени суток.

По словам политобозревателя Александра Алымова, кризис в астраханской транспортной системе длится уже несколько лет, первые проблемы начались при мэре Сергее Боженове, затем продолжились при Михаиле Столярове. «Приоритет отдавался маршруткам в те времена, и все это прекрасно понимали, маршруточный бизнес приносил приличные деньги и курировался людьми, имеющими отношение к власти. В итоге трамвайный и троллейбусный парк был потерян, в городе остались только маршрутки. Новые автобусы привозили при губернаторе Сергее Морозове, но это ситуацию не исправило, их нужно было больше. Была одно время хорошая идея привезти электробусы, но для этого надо было провести серьезную работу с маршрутчиками, чтобы убрать их с улиц. А провести ее очень сложно, потому что, во-первых, конкурента в виде муниципального транспорта нет, а во-вторых, мы уже видели, как маршрутчики выходили на акцию протеста и перекрывали своими газелями дорогу, причем делали это при поддержке депутата Олега Шеина», – рассказал эксперт.

Алымов уверен, что у нового губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина есть все рычаги, чтобы сегодня этот решить вопрос, но для этого в первую очередь нужна политическая воля. Однако сам Бабушкин во время недавней прямой линии заявил, что не видит смысла восстанавливать прежнюю систему общественного транспорта. Региональные власти готовят проект по транспортному планированию, который должен стать основой для организации пассажирских перевозок в новом виде. Средства на это губернатор рассчитывает получить в виде инфраструктурного кредита.

«Эта история в Астрахани политическая, и на ней играют политики с разных сторон, это в меньшей степени проблема транспортная. И как только она престанет быть политической, и ее перестанут использовать для достижения своих политических целей, тогда возможно решение проблемы. Новые власти и губернатор имеют карт-бланш, чтобы эту проблему решить», – отметил эксперт.

В то же время научный сотрудник Центра исследований транспортной политики ВШЭ Николай Залесский считает, что нормального функционирования городской транспортной системы в Астрахани можно добиться и с частными перевозчиками, если правильно выстроить схему их взаимодействия с муниципалитетом.

«В российской практике существует ряд рабочих схем, по которым могут выстраиваться взаимоотношения муниципалитета и перевозчиков, – говорит Залесский. – Бывают схемы, когда все контролируется муниципалитетом и муниципалитет может отдавать право осуществлять перевозки, скажем так, по разрешительному сценарию. Есть вариант, когда муниципалитет или региональные власти могут заказывать эти перевозки, и тогда контроля будет больше. Существует 20-й закон, по которому в России внедряются брутто-контракты, когда муниципалитет полностью оплачивает работу перевозчиков и вся прибыль идет в бюджет».

При этом Залесский также считает, что в решении этой проблемы первична политическая воля главы региона, а технический и финансовый аспекты вторичны. «Успешная реформа может быть как одномоментной, так и поэтапной. Самая большая сложность заключается в противодействии лоббистов той части бизнеса, которую устраивает существующее положение дел. Перевозчики часто имеют представительства в заксобраниях и городских думах. И как раз тут требуются серьезные политические решения от главы региона», – пояснил Залесский.

Версия для печати