Белгородская область
21 октября 2014

«Белгородский путь»: станет ли Россия аграрной сверхдержавой?

Торговая война с Западом и обоюдные санкции привели к интенсивному обсуждению замещения импортной продукции и разработке мер поддержки отечественного производителя.

18 сентября сего года состоялось заседание Государственного совета под председательством президента РФ Владимира Путина, на котором обсуждались возможные меры поддержки отечественной экономики и импортозамещения. Глава государства объявил новый приоритет федеральной и региональной власти – развитие реального сектора экономики – и ряд соответствующих целей: доступность кредитов для бизнеса, развитие государственно-частного партнерства (на региональном уровне), подготовка для реального сектора квалифицированных специалистов (по образцу Татарстана, Белгородской и Калужской областей), стимулирование бизнеса к участию в системе профобразования. Путин поручил правительству РФ к 1 октября разработать план содействия импортозамещению, а за ближайшие 2 года – совершить рывок в реальном секторе.

Перечень конкретных мер озвучил глава рабочей группы Госсовета, губернатор Белгородской области Евгений Савченко. В общей сложности редакция «Клуба Регионов» насчитала 14 предложений, вместе составляющих целую программу реформ. Среди предложений можно отдельно выделить следующие: введение «трехлетки импортозамещения»; снижение за счет институтов развития ставки кредитов до 3–4%; снижение учетной ставки ЦБ РФ до 2–3%; поддержание дешевого рубля; налоговая реформа; корпоративные инвестиции в науку; а также два проекта, которые могут стать «драйверами» экономики: строительство 50 тыс. автобанов с окупаемостью за 10 лет за счет эффекта от качественных дорог в виде роста ВВП на 5% ежегодно; ИЖС в объеме 130–150 млн кв. метров ежегодно (итог – переселение за 10 лет 25% россиян в собственные дома).

Обсуждению предлагаемых мер, возможности экстраполяции белгородского опыта на остальные регионы, а также перспективам импортозамещения в целом посвящен наш экспертный онлайн-клуб.

В онлайн обсуждении «Клуба Регионов» приняли участие:

  • Алексей Безбородов, эксперт по авиа и ж/д транспорту, инфраструктуре, логистическим комплексам, гендиректор исследовательского агентства InfraNews;
  • Евгений Богомольный, заведующий кафедрой управления недвижимостью и проблем землепользования факультета экономики недвижимости РАНХиГС, директор Центра управления ЖКХ, член наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • Виктор Зубарев, зампредседателя правительства, министр экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края;
  • Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР);
  • Дмитрий Нечаев, политолог;
  • Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик по российской макроэкономике, компания «Инвесткафе».

Меры, предложенные Евгением Савченко, вызвали бурную дискуссию среди экспертов. Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), уверен: «Озвучивший предложения по импортозамещению Савченко является одним из самых эффективных администраторов российской системы госуправления за последние 30 лет. Ему просто нет равных среди губернаторов, это подтвердит любой компетентный специалист. Если данные мысли высказывает этот человек, значит, в значительной степени эти слова подкреплены и имеют свои доводы. Конечно, дьявол кроется в деталях, и надо вникать в каждое предложение, но что касается принципиальной позиции, то импортозамещение – это важно. В какой-то степени оно уже состоялось во многих отраслях, в том числе связанных с АПК, а по некоторым направлениям Россия вообще является одним из ведущих мировых экспортеров (например, зерна). В ряде других направлений есть успехи, о которых не стыдно говорить в мировом масштабе».

Справка: Белгородская область, находясь на 30-м месте в РФ по численности населения и на 67-м месте – по территории. В то же время, по данным Росстата за 2013г., по объему произведенной сельхозпродукции (в млн руб.) Белгородская область занимает 4-е место в России, ее опережают только Краснодарский край, Ростовская область и Татарстан.

С коллегой согласен Евгений Богомольный, заведующий кафедрой управления недвижимостью и проблем землепользования факультета экономики недвижимости РАНХиГС, директор Центра управления ЖКХ, член наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: «Белгородская область активно развивает свое сельское хозяйство, строит жилье, – весьма недорогие и качественные дома. Я там был несколько раз и считаю, что мы вполне можем перенести белгородский опыт и на остальную Россию. Белгородская область может быть для нас примером, так же, как и США в свое время, которые показали, как выходить из кризиса в «Великую депрессию», начав строить дороги. Так, например, по нормативам, у нас положено в год строить примерно по 1 квадратному метру жилья на человека, то есть в год – порядка 140 миллионов «квадратов». При таком раскладе мы сможем закрыть большинство вопросов, связанных с выбытием фонда, его расширением, с аварийным жильем».

Справка: Белгородская область, находясь на 30 месте в РФ по численности населения и на 67-м месте – по территории, по данным Росстата, находится на 17-м месте по темпам строительства жилых домов (данные за 2013г.).

Население на 1 января 2013г. – 1 540 985 чел. Общая площадь введенного жилья – 1 295 400 кв. метров. Таким образом, соответствие требованию (1 кв. метр на одного человека) составляет 84% (для сравнения: в среднем по России – 48,41%).

Продуктовое импортозамещение – самая актуальная тема последнего времени. Активно обсуждали ее и в рамках нашего онлайн-клуба.

Виктор Зубарев, зампредседателя правительства, министр экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, уверен: «Начать импортозамещение мы способны и будем это делать, и не только в Белгородской, но и в других областях. Мы можем оперативно нарастить импортозамещение в продуктах питания, медикаментах. Какие-то прорывные высокие технологии за пару лет, конечно, не сможем создать (медицинское, рентгеновское и прочее оборудование), но надо поставить задачу стремиться. В течение трех-пяти лет импортозамещение и переориентацию с европейских поставщиков на азиатских у нас точно получится».

Евгений Иванов напоминает, что импортозамещение не сводится исключительно к большому урожаю: «Импортозамещение – тонкая и сложная штука. Альтернативы импортным семенам гибридов нет и в ближайшие годы не предвидится: сколько бы денег ни дали, эффективные отечественные гибриды в ближайшие как минимум три-пять лет не появятся даже теоретически, даже если собрать все деньги мира и потратить их в России на выведение новых сортов, покупку ноу-хау, специалистов, сельхозтехники и так далее. Аналогичные проблемы имеются и в производстве сельхозтехники, оборудования для АПК и пищевой промышленности, и в производстве многих химикатов для сельского хозяйства (от гербицидов и далее). Часть компонентов (ноу-хау западных ТНК) у нас не производились никогда, какие-то у нас когда-то производились до начала 2000-х годов. Оставшееся в России – это малая толика, не позволяющая пока отказаться от импортных гибридов. Это серьезнейшая проблема, которой надо заниматься.

Есть колоссальный список вопросов по поддержанию сельской инфраструктуры вообще: дороги, газопроводы, электросети и т.п. Во многих районах банально нет людей, и чем северней, тем хуже. Например, в Вологодской и Тверской областях в стороне от федеральных трасс на протяжении десятков (если не сотен) километров можно встретить только остатки покосившихся изб, в которых по 30–50 лет никто не живет, да летом местами иногда московских дачников. Задача поддержки сельской инфраструктуры выходит далеко за рамки поддержки конкретных проектов и отраслей». 

Справка: Евгений Савченко впервые был назначен главой Белгородской области в 1993г., до этого занимал должность заместителя начальника Главного управления растениеводства Минсельхозпрода РФ., был генеральным директором фирмы «Российские семена» и консультантом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР (РФ).

По поводу строительства автобанов как драйвера экономического роста Алексей Безбородов, эксперт по авиа и ж/д транспорту, инфраструктуре, логистическим комплексам, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, дает осторожную оценку, признавая приоритет именно за автотранспортом: «Для индустриального общества, которым мы являемся, такая стратегия могла бы сыграть положительную роль. Но стоимость этого неподъемна. Хотя автомобилисты уже давно выиграли конкуренцию с железной дорогой за все доступные грузы, и переманить эти потоки обратно не получится».

Впрочем, Евгений Богомольный настроен оптимистично: «Вкладывание денег в строительство дорог, в развитие и модернизацию ЖКХ, инфраструктуру – это мировая практика. Общеизвестно, что в случае кризиса нужно поворачиваться лицом к внутреннему рынку и закрывать его, как делали китайцы в свое время.

В планах губернатора ничего фантастического нет. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на Китай, который за один день строит столько дорог, сколько мы – за год. Китай потому и пошел в рост, что стал вкладываться во внутреннее потребление. Предложения губернатора – это общемировой опыт».

Справка: По доле автодорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, Белгородская область занимает 11 место в России, по данным Росстата за 2013г.

Обсуждение вызвало и предложение следовать опыту Китая, поддерживая низкий курс рубля, и здесь эксперты оказались единодушны. Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик по российской макроэкономике, компания «Инвесткафе», анализирует возможные последствия падения рубля и способы поддержки экономического роста: «Общая тенденция такова: если рубль слабеет по отношению к доллару и евро, то отечественные товары становятся более конкурентоспособными в плане цены (импорт дорожает). Обычно это приводит к импортозамещению. Сейчас же ситуация другая. Рубль ослаб, но из-за геополитической нестабильности компании не рискуют инвестировать в основной капитал. Спрос есть, но инвестиции делать боятся. Инвестиции в основной капитал, как я помню, с января по август текущего года снизились на 2,5%. Чтобы разрешить эту ситуацию, нужно либо финансировать проекты компаний, либо субсидировать ставки по инвестициям в основной капитал, либо дать госгарантии, либо улучшить институты. Предприятия должны увидеть, что риски инвестиций растут не так сильно за счет компенсирующих действий государства.

Есть три способа стимулировать экономический рост. Первый – монетарная политика как в США – в России не будет работать по причине экспортоориентированного характера экономики. Второй – строительство инфраструктуры – хорош для России, но нужно учитывать, что проектирование инфраструктуры занимает долгое время. Плюс дополнительные бюджетные расходы и, само собой, коррупционная составляющая. Это не очень эффективно, может привести к разгону инфляции. Третий путь наиболее верен. Это таргетирование Центробанком инфляции: снижение инфляции приводит к падению ставок по экономике в целом и росту интереса иностранных инвесторов. Этот процесс можно дополнительно стимулировать за счет софинансирования со стороны государства».

Коллега Савченко, Виктор Зубарев, зампредседателя правительства, министр экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, говоря об ослаблении рубля, вспоминает знаменитое «китайское чудо»: «У нас два пути: либо стагнация и прекращение экономического роста, либо снижение рубля, которое даст возможность экономического роста. Вспомните 1998 год (там, конечно, было беспрецедентное падение): крупные компании, ориентированные на получение импортного оборудования, быстро переориентировались на отечественное производство. За счет этого многие фирмы живут и сейчас. Тогда процесс имел массу негативных сторон – та же нерегулируемая инфляция. Сейчас же процесс понимаем. Думаю, что для большинства населения он пройдет незаметно. Экономика будет развиваться, импортозамещение будет происходить, и мы упомянутые инфраструктурные проекты дадут тот же эффект «экономического чуда», что и в Китае».

Евгений Иванов соглашается с коллегами, предостерегая: «Слабый рубль, если его курс понижать плавно, без волюнтаризма, идет на пользу импортозамещению. Главное – не перестараться, так как обвал национальной валюты ничего хорошего не принесет и импортозамещению не поможет».

 

 

В целом квалификация губернатора Белгородской области не вызывает сомнений у экспертов, являясь одним из ключевых аргументов в пользу реалистичности его предложений. Политолог Дмитрий Нечаев уверен, что квалификация Савченко соответствует и федеральному уровню: «Путин лихорадочно ищет на самые ответственные министерские участки новых людей, поскольку в правительстве России сейчас много министров, которые просто не адекватны реалиям времени. Тот же Федоров в Министерстве сельского хозяйства. Человек не на своем месте. Сегодня большие задачи стоят в рамках санкций, в рамках политики импортозамещения. Он [Федоров] не осилит это. Такой участок работы может осилить только человек, который зарекомендовал себя в должности губернатора и руководит регионом достаточное количество лет, например, Савченко».

 ***

По мнению Евгения Савченко, продовольственный потенциал России сопоставим с углеводородным, а число потенциальных потребителей российской сельхозпродукции составляет 500 млн чел. В настоящее время, по утверждению губернатора, цены на продукцию в регионе не повысились из-за санкций ни на рубль.

Все вышесказанное позволяет сохранять некоторый оптимизм в отношении способности России выдержать торговую войну и «дать бой» западным аграриям.

Савченко утверждает, что мнение о неспособности обеспечить себя самостоятельно – миф, что реализация предложенных рабочей группой мер обеспечит рост ВВПв 7–8% ежегодно, а реализация двух упомянутых проектов-«драйверов» приведет к мультипликативному эффекту и решит не только экономические, но и социально-политические проблемы: «...политические последствия от их реализации: это укрепление социальной стабильности и национальной консолидации российского общества – вообще трудно переоценить... За 10 лет четверть россиян можно переселить в собственные дома на бескрайних просторах России, навсегда покончить с проблемами ЖКХ и попутно решить демографическую проблему».

Однако для достижения поставленных высоких задач требуется решить самую, пожалуй, серьезную проблему, которую Савченко охарактеризовал следующим образом: «Последнее, от чего мы должны отказаться, – это от неэффективного, не меняющегося уже десятилетия, традиционного управления экономикой». Успех здесь будет определяться исключительно политической волей, причем не столько руководства регионов, сколько федеральной политической элиты.

Версия для печати