Эксперт: владимирские единороссы ведут агитацию за закрытыми дверями
Ожидать яркой кампании по выборам в заксобрание Владимирской области нового созыва не приходится, считают эксперты, с которыми поговорил «Клуб Регионов». При этом в прошлом созыве оппозиционные партии смогли взять 14 мандатов из 38 мест, лишив в итоге ЕР квалифицированного большинства. В этот раз правила игры поменяли, увеличив общее количество депутатского корпуса до 40 человек и сместив пропорции в сторону одномандатных округов: теперь только 15 депутатов пройдут в парламент по партспискам, остальные 25 – одномандатники.
Никакой региональной специфики во Владимирской области не просматривается: смещение пропорции в сторону одномандатных округов выгодно единороссам, отмечает главный редактор издания «Зебра-ТВ», политобозреватель Сергей Головинов. Вторая сложность для оппозиционных партий – отсутствие широкого поля для критики власти. «В ситуации сплочения вокруг флага у оппозиции нет каких-то отдельных тем, чтобы выделяться от партии власти. За исключением локальных местечковых проблем, которые накапливаются быстрее, чем решаются, оппозиции больше не на чем строить свою кампанию. Эти проблемы не кричащие, не зовущие людей перекрывать трассы, но они есть. Пока активнее других на этом поле играют коммунисты: к каждой такой проблеме ставят свой флажок и говорят: мы будем решать, как минимум предавать огласке. Полагаю, что за счет этого КПРФ сможет как минимум удержать свои позиции», – прогнозирует собеседник «Клуба Регионов».
В то же время гендиректор «Среднерусского консалтингового центра», социолог Дмитрий Петросян полагает, что основные оппозиционные партии – КПРФ, ЛДПР, СРЗП – в лучшем случае смогут получить по одному-двум мандатам. По мнению эксперта, дело даже не в снижении роли партсписков или очевидном админресурсе единороссов, дело в самих оппозиционных партиях, которые за последние годы потеряли ярких лидеров в регионе, а вместе с ними и свое лицо. «Во Владимирской области практически не существует ни коммунистов, ни ЛДПР, ни справороссов, поскольку как политическая сила они себя полностью дискредитировали. У них нет никаких идей, никаких предложений, ничего. От них практически ничего не остались. Пока губернатором был Николай Виноградов, у коммунистов было какое-то влияние, а за последние 10 лет они этот багаж растеряли. Всех ярких личностей растеряли. На предыдущих выборах, когда победил Сипягин (в 2017г. – Прим ред.), они вообще не смогли выставить кандидата. Пойдите спросите, кто такой Сидорко (первый секретарь обкома КПРФ. – Прим ред.) – вам никто на улице не скажет. Они уже сами не понимают, что такое коммунистические идеи, не говоря уже об их избирателях», – посетовал эксперт.
На данный момент основные партии уже определились с кандидатами. В КПРФ общую часть списка составят действующие депутаты заксобрания – руководитель фракции и первый секретарь обкома КПРФ Антон Сидорко, второй секретарь Антон Клюев и депутат Шамиль Хабибуллин. Еще два депутата из фракции КПРФ – Лариса Емельянова и Игорь Прокопенко – поборются за места в одномандатных округах и по территориальным группам. Всего коммунисты выдвинут 79 человек.
ЛДПР не стала отходить от многолетнего принципа, когда во всех регионах общепартийную часть списка возглавлял лидер партии, только теперь вместо Владимира Жириновского это место занял Леонид Слуцкий. Кроме него в списке депутат и координатор Владимирского регионального отделения ЛДПР Сергей Корнишов и его заместители – Александр Бугаев и Владимир Рыкунов.
Партсписок единороссов ожидаемо возглавляют губернатор Александр Авдеев. В первой тройке также первый замсекретаря регионального отделения ЕР, спикер заксобрания Владимир Киселёв и сенатор Ольга Хохлова.
По словам Головинова, единороссы начали мобилизацию своего электората, но идут «по традиционно латентному пути» и ведут агитацию среди тех, кто по умолчанию должен за них голосовать. «Они проводят на предприятиях и в организациях свои партхозактивы, я бы так это назвал, причем очень часто за закрытыми дверями. И там работают со своим лояльным ядром. Попытки попасть туда жестко пресекаются и для обычных граждан, и для журналистов. О чем там говорят, можно только предполагать. Пока утечек с этих встреч не было, и какие установки там дают, сказать сложно, – комментирует Головинов. – Но встречи проводятся, причем с участием губернатора, спикера, муниципальных руководителей, и такая вот административно-хозяйственная мобилизация, пусть и неявная, но идет. Как-то их встряхивают, может какие-то обещания дают, а возможно само прикосновение к власти имеет какое-то магическое свойство, когда с тобой приходит поговорить целый губернатор или руководитель твоего района или города. И это оказывает мобилизующий эффект».
Собеседник «Клуба Регионов» отмечает активную роль губернатора Авдеева, который не формально отбывает первый номер в списке ЕР, а принимает личное участие в предвыборной кампании. Головинов предполагает, что перед губернатором «поставлена задача на достижение определенного результата, и очевидно, что именно он и будет отвечать впоследствии, поэтому и прилагает усилия с самого старта». При этом если коммунисты используют местные проблемы для того, чтобы как-то обозначить себя, остальных оппозиционных партий не видно совсем. «Скажем, в более разбавленном варианте эсеры будут использовать ту же тактику, что и КПРФ. ЛДПР кроме идей Слуцкого и потрясания флагом пока ни в чем не замечены», – подытожил эксперт.