Эксперты: волгоградские референдумы по смене часового пояса наносят урон имиджу власти
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Волгоград/ Эксперты аналитического центра «Юг» – о третьей попытке изменить время в Волгоградской области.
Сторонники возвращения Волгоградской области к местному времени собрали уже больше половины подписей в поддержку референдума. Наблюдатели отмечают, что инициаторы перевода стрелок не называются – местные СМИ и депутаты ссылаются на неких «активистов». О том, кому на самом деле может принадлежать идея, размышляют эксперты АЦ «Юг».
История с постоянным переводом стрелок не просто комична, она показывает, что нельзя в угоду политическим целям использовать общество, считает политаналитик Ярослав Малых.
«Первый раз это было сделано с целью поднять явку на президентских выборах 2018г. И именно тогда впервые проявился раскол в обществе и то, что раньше было спорным, но второстепенным общественным вопросом, стало насущной проблемой. В результате власть несколько неуклюже решила в 2020г. «разрулить» конфликт с помощью опроса, но сделала еще хуже. Сейчас, разумеется, необходимо «обнулить» первый перевод стрелок также референдумом, а не опросом. И тут возникает самый главный вопрос: считаются ли в Волгограде в принципе с гражданами, с законом, и – главное – со здравым смыслом? Потому что опрос проводился в муниципалитетах на совершенно странных бланках – одним словом, доверия нет не только из-за статуса этого волеизъявления».
Эксперт подчеркивает, что с географической точки зрения Волгоградская область действительно находится между двух часовых поясов. Но «если власть не собирается реально что-то решать по поводу времени, то и вопрос поднимать не стоит».
«У меня нет информации, что новая попытка перевода стрелок инициирована людьми внутри власти, хотя по косвенным признакам можно предположить, что автор тот же, что и у первого референдума: председатель облдумы Александр Блошкин. Если это так, то это похоже на попытку исправить свою же ошибку. Не думаю, что идея принадлежит губернатору Бочарову, потому что для него самого эта история в имиджевом плане в минус. И так есть достаточно поводов посмеяться над регионом, причем они далеко не такие искусственные, как перевод стрелок. Да и повышение явки власти тоже не особо интересно с учетом управляемости избиркомов. Можно предположить, что инициатива могла исходить от оппозиции. Но нет. Потому что оппозиция в регионе исчезла физически. Но она может возникнуть в любое время, как только абсолютно травоядные и почти номинальные оппоненты почуют реальную перспективу отобрать кусочек власти. И такие примеры уже были в России. Этот риск вкупе с гарантированным репутационным уроном власти не оставляет других трактовок: если это все-таки поддерживают власти, то они совершенно некомпетентны», – считает Малых.
Идею третьего перевода стрелок подсказали властям заезжие политтехнологи, которые и в прежние разы это советовали, считает политолог Виталий Арьков. «Волгоградское общество на самом деле примерно наполовину расколото данным вопросом, начиная с первого референдума в соцсетях идет «бурление». Первым референдумом были недовольны москвичи, вторым опросом – волгоградцы. Еще год назад, когда люди голосовали на пеньках за этот перевод, облдума говорила, что все правильно и замечательно. Сейчас оказывается, что нет. На уровне Федерации регион выглядит просто глупо. Можно придумать что-то другое на предстоящие выборы губернатора и новые выборы президента. В регионе проблем много, и сегодня для привлечения на участки населения их тоже можно использовать. Да, голосование за объекты благоустройства может быть менее интересно, но это тоже значимо».
По мнению эксперта, есть еще один серьезный вопрос, который время от времени возникает в обществе, – возвращение областному центру названия Сталинград. Но референдум об этом проводить опасно, «потому что это расколет не только общество, это расколет всю страну и люди выйдут драться друг с другом на улицы», считает Арьков.