Путин:  цена ошибки – это здоровье наших людей. Поэтому ответственность глав регионов за каждое принятое решение крайне высока
7 сентября 2017

Эксперты: старая избирательная машина перемолола прогрессивного Алиханова

Фото: ТАСС

Выборная кампания молодого технократа Антона Алиханова, врио губернатора Калининградской области, мало чем отличается от кампании, которую в 2015г. вел его предшественник Николай Цуканов, говорят опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. Политтехнолог Алиханова Алексей Высоцкий уверен, что «креативные кампании в стиле Макрона» не для российских реалий, а политолог Владимир Абрамов уверен, что «обывателю наплевать на современный сверхкреативный имидж губернатора».

10 сентября жители Калининградской области выберут своим губернатором (в этом никто не сомневается) самого молодого главу региона в истории современной России – Антона Алиханова. Рядом с его именем уже закрепились эпитеты «губернатор надежды» и «губернатор новой волны», а бывший депутат калининградской облдумы Соломон Гинзбург ранее даже высказал мнение, что в лице Алиханова Владимир Путин, «разочаровавшись в прежних методах руководства, сделал ставку на этакого Немцова XXI века».

Тем не менее выборная кампания «молодого и перспективного» Алиханова со стороны мало чем отличается от той, что два года назад вел его предшественник Николай Цуканов или ведут сейчас в других регионах губернаторы-старожили: у Алиханова не оказалось серьезных соперников, на местах на него все так же работает админресурс, а сам врио пытался, но так и не смог предложить способ, чтобы привлечь на выборы с предсказуемым финалом как можно больше избирателей, из-за чего явка, по мнению ряда экспертов, в 2017г. будет даже меньше, чем на выборах Цуканова в 2015г.

Главный редактор газеты «Дворник» Никита Кузьмин отмечает, что кампанию Алиханова делают те же люди, которые работали на Цуканова в 2015г., а в 2016г. продвигали в регионе кандидатов от «Единой России» на выборах в областную и Государственную думу. «Содержание кампании во многом осталось тем же самым – это многочисленные открытия всего что можно, перерезания ленточек, специально под кампанию подобранные выезды, тотальное доминирование в медийном пространстве. Никакой инновационности и новой волны в этом плане наблюдать нельзя», – констатирует эксперт. Он добавил: «По Алиханову видно, что, когда ему ставят по шесть – семь публичных мероприятий в субботу и воскресенье, он от этого очень устал, и ему хочется быть полноценно избранным губернатором и реализовывать задачи, которые он ставит перед собой, без этих условий кампании».

С другой стороны, Кузьмин обратил внимание, что и в других регионах молодые технократы также опираются на старые пиар-технологии. Отсюда и отсутствие конкуренции, но в Калининградской области, по словам журналиста, «конкуренция не является фактором, который необходим населению, если кандидат устраивает, а он, как видно по экспертным оценкам и соцопросам, устраивает». «Здесь никто не ставит конкуренцию во главу угла. Все большие выборы, которые у нас проходят, – это выборы референдумного типа, поэтому никто не будет ставить Алиханову в вину, что он был избран, потому что не было сильных конкурентов». Правда, в таких условиях, как следует из слов Кузьмина, остается только гадать, перевалит явка хотя бы за 30%, притом что сам Алиханов, как заметил журналист, уже заявил, что «не хочет быть губернатором 5–10% населения».

Об определяющей роли команды, доставшейся Алиханову в наследство от Цуканова, говорит и учредитель газеты «Тридевятый регион» Борис Образцов. Он связывает кампанию с Алексеем Высоцким, политтехнологом, который много лет сотрудничал с прежним губернатором, а теперь сопровождает кампанию Алиханова. «Высоцкий, пользуясь тем, что Алиханов никогда не избирался, рассказал ему страшные истории и зачистил всю электоральную поляну. В итоге перестарались. Таким образом, у нас появились ЛДПРовец и «зеленая» дама, которых никто в глаза не видел, и у нас появился побитый мхом и плесенью коммунист, который уже куда только ни избирается – местная копия Зюганова», – заявил собеседник. Он считает, что, оставив выборы без конкуренции, в Калининграде команда Алиханова не может теперь рассчитывать на явку выше 15%, учитывая, что никаких других кампаний в городе не будет, а на махинации ради повышения явки члены комиссий не пойдут, поскольку «никто за это не заплатит».

При этом Образцов утверждает, что Алиханов сам по себе пользуется серьезной поддержкой электората: «Он влюбил в себя женщин: для кого-то он желанный мужчина, для кого-то – желанный сын, а для кого-то – родной внучек. И по нашим соцопросам, которые мы проводили на протяжении последних трех месяцев, до 75% женщин готовы голосовать за Антона Алиханова, у мужчин этот показатель чуть ниже – 66–68%, но тем не менее тоже космос». И тут стоит обратить внимание на районы, где, по словам журналиста, силен админресурс и «всегда умели вбрасывать» ради повышения явки. «И вопрос в том, что если народ самотеком готов голосовать за Алиханова в количестве 65–70%, то у товарищей в районах рука же не поднимется вбрасывать не за Антона Алиханова, потому что без подобострастного вбрасывания они не могут. В результате высока вероятность того, что Алиханов с помощью услужливых дураков может набрать 80%. И здесь возникает вопрос номер два: показав такой результат за себя, какой результат он должен будет показать в марте [на выборах президента]?», – рассуждает журналист.

Сам Алексей Высоцкий в беседе с корреспондентом «Клуба Регионов» сказал: «Я слышал всякие разные истории о том, что надо было вести кампанию современного молодого политика в стиле Макрона. Но если к условному Макрону 10 тыс. могут прийти и помахать флажками, то у нас 10 тыс. если и придут, то только каждый с жалобой на соседа и проблемой протекающей крыши и так далее. И уж точно они флажками не будут махать ни при каком типе современной избирательной кампании». Высоцкий считает, что востребованные в современной России кампании общественной поддержки кандидатов «вполне себе качественные». «Можно было бы вести кампанию яркую, нацеленную на яркую аудиторию и получить в результате 10% от очень яркого и креативного электората. Но поскольку у нас есть задача консолидации общества и получения высокого результата, то кампания проходит так, как она проходит. И в этом смысле, я прошу прощения перед аудиторией «Фейсбука», я изначально не был готов ее агитировать», – добавил политтехнолог. Что же касается заявлений о «зачистке поля», то собеседник заявил: «Никто никому не мешал выходить на бой. Да, мы упрашивали прийти хоть кого-нибудь на бой: и эсеров, и на правом фланге, – но они просто испугались».

В прогнозы о низкой явке Высоцкий тоже не верит. Но с учетом того, что Калининградская область – это, по словам эксперта, регион, «в принципе на выборы не ходящий», он ожидает, что на участки придут не меньше 35% избирателей, а в Калининграде – не меньше 22–25%. При этом Высоцкий подчеркнул, в 2015 и 2016гг. в области уже прошли две крупные кампании, и в этом году «была ясная нацеленность на то, что сейчас устраивать вакханалию с призывом людей и вытаскиванием всех, кого только можно и кого нельзя, использовать для повышения явки админресурс просто глупо, потому что через полгода пройдут выборы президента, и было бы просто странно упираться в явку сейчас».

Политолог Владимир Абрамов стереотипную выборную кампанию в Калининградской области объясняет тем, что «эта машина работает в независимости от лица, которое пиарится». «Сама по себе эта машина есть продукт политического развития последнего десятилетия со своими известными всем минусами и плюсами. Создавать принципиально новую машину в условиях отсутствия конкуренции бессмысленно. Какой смысл что-то менять, когда все идет по накатанной колее? Да и, откровенно говоря, обывателю наплевать, будет ли у губернатора современный сверхкреативный имидж или это будет такой мастодонт, типа кемеровского Тулеева. Людям простым нужен результат, а какая имиджевая упаковка у этого результата – дело пятидесятое. Хотя, безусловно, Алиханов – лицо свежее, он ведет себя как представитель новой волны, это должно привлекать избирателей и привлекает. Но результат – это главное. А чтобы говорить о его эффективности как губернатора, нужно еще какое-то время подождать», – резюмировал эксперт.

Версия для печати
Эксперты оценили политическую ситуацию в Хабаровском крае после ареста губернатора Фургала
По мнению экспертов, задержание губернатора Хабаровского края Сергея Фургала не приведет к политическому краху ЛДПР в регионе. «Пока речь идет о дискредитации Фургала и вывода его с политического поля», – сказал политолог Илдус Ярулин. Он не исключает, что пост врио губернатора могут отдать либерал-демократам, но на определенных условиях. Политолог Григорий Говорухин считает, что, учитывая протестные настроения в Хабаровском крае, было бы неправильно назначать врио главы региона представителя ЕР. Политконсультант Даниил Ермилов отметил, что если выборы губернатора пройдут через год, то из врио можно сделать кандидата, которого поддержат избиратели. Эксперты также не исключают назначения в Хабаровский край варяга, однако против него могут объединиться местные элиты.
Власти Камчатки привлекают общественников к контролю за реализацией нацпроекта БКАД
Власти Камчатки привлекают граждан к контролю за реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ход ремонта дорог в Петропавловске-Камчатском вместе проверили министр транспорта региона Владимир Каюмов и представители общественности. По словам Каюмова, практика привлечения общественных контролеров «хорошо себя зарекомендовала» и позволяет «услышать и учесть конкретные предложения и рекомендации по улучшению качества выполняемых работ». Эксперты подчеркнули важность подобного взаимодействия. «Система общественного контроля положительно влияет на любую управленческую модель. В первую очередь создается система обратной связи», – сказал замруководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов.