Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
6 мая 2015

Рейтинг Артамонова к выборам резко упадет – политолог

Фото: Мария Митрофанова, РБК

В рейтинге влиятельности глав регионов, опубликованном Агентством политических и экономических коммуникаций, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов опустился сразу на семь позиций. АПЭК связывает это с трудностями, которые в последнее время начали испытывать автоконцерны, расположенные на территории Калужской области и являющиеся основными налогоплательщиками региона. «Клуб Регионов» выяснил у экспертов, могут ли проблемы автокластера отразиться на предвыборных позициях Артамонова.

Выборы губернатора Калужской области состоятся 13 сентября. Избирательная кампания официально стартует уже в июне, однако действующий губернатор Анатолий Артамонов еще не получил официального одобрения главы государства на очередной срок. Между тем регион начал испытывать экономические трудности: автопроизводители сокращают сотрудников и останавливают конвейеры. Население всё чаще высказывает по этому поводу свое недовольство.

Эта ситуация уже негативно отразилась на рейтинге влиятельности Артамонова. Согласно исследованию Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), калужский губернатор по сравнению с прошлым месяцем потерял семь пунктов и выбыл из группы «очень сильное влияние». Эксперты объясняют столь заметное падение как раз трудностями крупнейших налогоплательщиков региона, которые потянули за собой целый ряд социальных и финансовых проблем. «Ставка на зарубежных инвесторов, которую Артамонов использовал как главный политический и лоббистский инструмент, теперь может стать для него главной технологической и даже политической проблемой», – отмечают в АПЭК.

У Калужской области нет «собственной промышленности», которая бы помогла региону наполнять бюджет в случае экономических проблем у автокластера, а долги по кредитам надо отдавать, всё это ведет к снижению рейтинга Артамонова, уверен политолог Виталий Черников. «Автокластер давал от 42 до 46% регионального валового продукта, но сейчас он практически нулевой. «Вольво» и «Мицубиши» стоят, «Фольксваген» сокращает сотрудников, и, естественно, резко сокращается количество доходов, поступающих в бюджет, режутся социальные программы, программы развития территории. Есть долги, которые надо отдавать. К 13 сентября это всё проявится. Всем будет видно, что стало хуже, и даже если не будет активности со стороны оппозиционных кандидатов, рейтинг Артамонова все равно сильно упадет», – сказал эксперт «Клубу Регионов». Он подчеркнул, что если сейчас действующему губернатору прогнозируют 60% поддержки, то к сентябрю этот показатель может снизиться до 40%. А если появится еще и некий сильный альтернативный кандидат в губернаторы, то, по словам Черникова, «битва будет серьезной».

Политолог также отметил, что Артамонов в последнее время совершает очень много ошибок, которые снижают его рейтинг, например, предпринимает неверные шаги по отношению к оппозиции. «Губернатор практически загасил «Справедливую Россию», когда прислали Драпеко. Это не очень хорошо воспринято рядовыми членами партии, т.к. она сражаться с губернатором не намерена, т.е., видимо, есть договоренность у [лидера партии] Миронова с Артамоновым. Теперь он пытается загасить коммунистов», – пояснил Черников и подчеркнул, что этим глава региона настраивает еще больше людей против себя.

Политконсультант, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов не видит в проблемах автокластера вины Артамонова, а значит, и ухудшения позиции губернатора из-за этого. «Проблемы автокластера начинались еще года три назад. С появлением санкций обстановка просто накалилась. Но тут нельзя говорить о вине Артамонова, потому что Артамонов и привел этот завод, при нем Калуга и поднялась по инвестиционным показателям и, соответственно, социально-экономическим. Да, обстановка накаляется, но Артамонов очень хорошо за все годы поработал с оппозицией, и по сути ее там нет. В Кремле это понимают», – сказал эксперт «Клубу Регионов». Он подчеркнул, что вариант с назначением на место Артамонова человека из другого региона маловероятен, потому что серьезных проблем с администрацией президента, в отношениях с Кремлем у Артамонова нет, и, скорее всего, он будет переназначен.

Между тем, по словам Фетисова, рейтинг губернатора в дальнейшем будет зависеть от того, как его команда выстроит информационную политику. Если сможет объяснить населению, что вины действующего правительства Калужской области в образовавшихся социально-экономических проблемах нет, тогда это никак не отразится на Артамонове. Если эта политика провалится, то, как отметил Фетисов, можно ожидать снижения рейтинга губернатора, но он будет незначительный.

Политолог Анри Амбарцумян также полагает, что проблемы, связанные с автокластером, носят объективный характер и вызваны ситуацией в экономике страны в целом. «Вины Артамонова тут нет. Кроме того, губернатор и калужские власти оказались дальновидными и сформировали подушку безопасности в виде фармацевтического кластера. Он сейчас, когда импортные лекарства очень дорожают, работает на полную мощность. Глупо отрицать, что трудности есть, но они не носят фатального характера. В области нет безработицы. Поэтому причин не назначать Артамонова исполняющим обязанности нет. Его позиции как были, так и остаются сильными», – сказал эксперт «Клубу Регионов». Он также отметил, что пока население видит в губернаторе гаранта того, что он и его команда найдет выход из сложной экономической ситуации.

Версия для печати
Главное