Эксперты: ленинградский губернатор Дрозденко набирает предвыборные очки заявлениями об интеграции с Петербургом
Предложение губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко о полной экономической, социальной и транспортной интеграции с Санкт-Петербургом власти Северной столицы вряд ли поддержат, зато в глазах избирателей Ленобласти оно точно добавит главе региона электоральных очков, считает политтехнолог Пётр Быстров. Политический консультант Сергей Пономарёв полагает, что часть инициатив Дрозденко в принципе не реализуемы, а некоторые невыгодны Ленинградской области с финансовой точки зрения.
Озвученное 4 февраля 2020г. губернатором Ленинградской области предложение о полной экономической, социальной и транспортной интеграции с Санкт-Петербургом носит в первую очередь предвыборный характер, считает политтехнолог Пётр Быстров. «В сентябре пройдут выборы высшего должностного лица региона, и Александр Дрозденко, как человек, который собирается баллотироваться на новый срок, достаточно чутко реагирует на запросы избирателей, исходя из которых было сформировано такое предложение. Оно, безусловно, основывается на объективных моментах, но рассчитывать, что такой договор в ближайшее время будет подписан и что Санкт-Петербург согласится на какие-то дополнительные выплаты Ленинградской области, мне кажется, не стоит», – сказал эксперт в беседе с «Клубом Регионов».
Инициатива ленинградского губернатора предполагает выравнивание льгот, тарифов на газ и коммунальные услуги, создание на паритетных началах единой транспортной и инженерной сети, а также совместную реализацию «мусорной реформы», в рамках которой Дрозденко предложил Петербургу компенсировать экологическую нагрузку, которую испытывает Ленобласть из-за ввоза городских отходов.
Быстров уверен, что предложения Дрозденко, конечно, встретят поддержку в Ленинградской области, а с помощью развития этой темы и освещения ее в СМИ и соцсетях он сможет получить дополнительные голоса.
Политический консультант Сергей Пономарёв, оценивая идеи Дрозденко, сомневается в том, что некоторые из них в принципе могут быть реализованы. Сомнения у эксперта вызывает создание единых тарифов на коммунальные услуги и единой инженерной системы. Он напомнил: «В Петербурге создана собственная инженерная система с достаточно высокими показателями по инженерной составляющей и соответствующими планами по реконструкции и модернизации этой системы, находящейся в руках одного монополиста – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В то же время в соседнем регионе водоканал был создан только в 2016г., тогда же начался процесс передачи ему полномочий муниципалитетов по развитию инженерных сетей, но он до сих пор не завершен из-за накопившихся долгов муниципальных предприятий, износа сетей и так далее. «Единственное, чем Петербург может помочь Ленинградской области в этом вопросе, – это подключить часть жилых массивов региона, расположенных в приграничных зонах, к своим очистным сооружениям, снизив тем самым нагрузку на инженерные сооружения области. В данной истории Санкт-Петербургу придется значительно корректировать свои планы по дальнейшей модернизации очистных сооружений, ведь нагрузка на них значительно возрастет», – говорит политконсультант.
Что касается тарифов, то в области они выше, чем в Петербурге, продолжает Пономарёв, и если приравнять их к городским, то появится «огромная дыра» в бюджете региона, который и так в пять раз меньше, чем у города. Единственный вариант решения этой проблемы – это покрытие выпадающей части доходов Ленобласти за счет средств федеральной казны, считает собеседник «Клуба Регионов». «Да и по льготам сытый голодному не товарищ. Они у нас достаточно разные, регионы сами определяют, каким из них быть, а каким – нет. Бюджет Ленинградской области может просто-напросто не потянуть те льготы, которые есть в Санкт-Петербурге», – сказал он.
Зато предложение о совместной модернизации транспортной системы и системы обращения с отходами вполне логичны и своевременны, считает Пономарёв. «Отдельное развитие транспортной системы в приграничных зонах только тормозит развитие этой же системы, кольцевая дорога у нас одна, и практически с нее уходят все транспортные развязки в Ленобласть. Огромное количество примеров, когда на границе со стороны Санкт-Петербурга транспортная инфраструктура развита гораздо лучше, чем со стороны области, что приводит к эффекту воронки и максимальным пробкам. Необходима единая дорожная карта по модернизации транспортной системы в приграничных зонах», – говорит эксперт. Не менее значимо решение – совместная реализация реформы обращения с отходами, целью которой являются их раздельный сбор и переработка, учитывая, что Петербург, где такая реформа еще не запущена, продолжает свозить свой мусор в Ленобласть, добавил он.
Пётр Быстров полагает, что продолжение темы интеграции Ленинградской области и Санкт-Петербурга после выборов губернатора во многом будет зависеть от курса федерального центра на укрупнение субъектов. Но в этом случае, по мнению эксперта, Дрозденко вряд ли сможет рассчитывать на сохранение должности губернатора хотя бы в рамках «региональной матрешки», которую, как считает Быстров, просто не из чего создавать. «Вероятно, пойдет речь о появлении нового руководителя. И вряд ли им станет Дрозденко, все-таки политический вес губернатора Петербурга Беглова намного серьезнее, и он один из соратников президента», – сказал эксперт. Впрочем, сам он считает, что, несмотря на многолетние слухи и обсуждения, вероятность такого объединения невелика.