Ленинградская область
10 октября 2023

Эксперты комментируют влияние инициированного ленинградским губернатором Дрозденко законопроекта на систему муниципального управления во всех регионах России

Заксобрание Ленобласти внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает изменение правил выборов глав дотационных муниципальных образований первого уровня – городских и сельских поселений. Согласно действующему закону, глав администраций этих образований отбирает конкурсная комиссия, формируемая поровну из местных депутатов и представителей главы района. Инициатива ленинградских законодателей предлагает исключить из этой схемы главу района, но включить в нее районных депутатов и губернатора, которые получат право сформировать по одной трети такой комиссии. Таким образом, если документ примут, комиссию будут формировать глава региона, депутаты районной и местной думы.

Инициатором законопроекта выступил губернатор Александр Дрозденко, но, как утверждает председатель комиссии по госустройству, международным, межпарламентским и общественным связям заксобрания Ленобласти Станислав Еремеев, инициатива вносится не ради главы региона. «Для всех сегодня очевидно, что система МСУ, принятая в России под влиянием европейской хартии местного самоуправления, у нас по целому ряду причин работает плохо. Потому что у нас муниципалитеты имеют права, но не имеют полномочий», – сказал депутат. По его словам, инициатива заксобрания отвечает принятым в Конституцию РФ поправкам  о включении муниципальных органов власти в систему государственной власти. «Депутаты предложили, чтобы не возникало ситуаций, когда у нас нерадивый руководитель системы местного самоуправления, находясь в юридической независимости от органов регионального управления, может творить что угодно. Более того, избрание этих органов очень часто происходит без учета мнений и интересов региона. Получается нонсенс: регион предоставляет ресурсы дотационным муниципалитетам, но не может контролировать, насколько эффективно они реализуются. Для того, чтобы не допускать этих ситуаций, вносятся поправки», – сказал «Клубу Регионов» депутат.

Политтехнолог Сергей Пономарёв считает, что принятие законопроекта по крайней мере на уровне Ленобласти ничего не изменит: «Насколько я помню, а деменцией я еще не страдаю, представители губернатора в работе комиссии всегда участвовали. Я сам участвовал в качестве кандидата в таком конкурсе в одном из поселений, и представители губернатора, конкретно, внутрипола, там участвовали. Так что принципиально это вряд ли что-то поменяет, потому что сами эти конкурсы имеют достаточно формальный характер, и кто бы в эту комиссию не входил, по факту кто должен стать главой администрации – тот и становится». Пономарёв также отметил, что сейчас «по всей стране идет муниципальная реформа», в рамках которой муниципальные образования укрупняют до уровня районов или городских округов, а органы исполнительной и законодательной власти первого уровня ликвидируют.  Изменения уже коснулись части территорий Ленобласти, и эксперт не сомневается, что процесс укрупнения продолжится. Таким образом, смысл  законопроекта ленинградских депутатов становится еще менее очевидным.

Между тем председатель комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре ОП РФ, директор научно-исследовательского Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС Андрей Максимов допускает, что ленинградский законопроект в случае принятия может способствовать сохранению муниципалитетов первого уровня, «поскольку у областных властей появится дополнительный механизм влияния, и у них будет меньше мотивации переходить к одноуровневой системе».

Максимов уточнил, что законопроект, который предложили региональные парламентарии, может быть принят только на федеральном уровне, и если это произойдет, то норма о новом принципе формирования конкурсной комиссии станет обязательной для всех субъектов РФ. Вместе с тем он отметил, что сейчас, как правило, при выборе глав поселений глава района учитывает позицию губернатора, а депутаты поселений – позицию главы района. «Но в тех редких случаях, когда в этой схеме происходит сбой, губернатору может понадобиться дополнительный механизм влияния, которые предлагают депутаты», – добавил он.

Что касается муниципальной реформы, то представитель ОП напомнил, что пока ее реализация – это добровольное дело регионов, поскольку законопроект, который обязывал переходить на одноуровневую систему муниципального управления, не прошел дальше первого чтения в Госдуме. Максимов в беседе с «Клубом Регионов» обратил внимание, что пока по пути укрупнений муниципалитетов пошли примерно полтора десятка субъектов РФ, а абсолютное число регионов по пути реформы не идет. «Кроме того, многие регионы к ситуации подходят гибко. Например, мы только что были в Вологодской области и видели, что там большинство районов перешли к одноуровневой системе и образовали муниципальные округа там, где жители были на это настроены. Но в том меньшинстве районов, где это вызвало критическую реакцию граждан, двухуровневая система местного самоуправления сохранилась», – рассказал спикер. При этом он отметил, что именно на северных территориях с низкой плотностью население тренд на укрупнение муниципалитетов более силен, причем, это характерно не только для России, но и для других стран. 

Версия для печати