Мурманская область
5 июля 2022

Эксперты неоднозначно оценили реакцию губернатора Чибиса на межнациональный конфликт в Ковдоре Мурманской области

Отсутствие нормальной реакции губернатора Андрея Чибиса и силовиков на ситуацию с массовыми драками в Ковдоре русскоязычного населения с представителями диаспоры одной из стран ближнего зарубежья может привести к эскалации конфликта, считает председатель комитета Мурманской областной думы по труду, вопросам миграции и занятости населения Александр Макаревич. Накануне в СКР сообщили о возбуждении уголовного дела о хулиганстве после одной из таких драк, которая произошла в ночь на 4 июля 2022г.

По данным СМИ, изначально конфликт представителей диаспоры с русскоязычными возник из-за того, что одного из представителей диаспоры не пустили в клуб с несовершеннолетней девушкой. Это привело к массовой драке, после которой последовала еще серия стычек, которые происходили в основном по ночам. В соцсетях и Telegram-каналах распространяется видео, как несколько человек неславянской внешности группой избивают местного жителя, а также информация о том, что якобы силовики находятся на стороне диаспоры, а силы ФСБ, полиции и Росгвардии стянули в город только после того, как «русские ребята» решили «забить стрелку» противникам. В качестве подтверждения этой теории прикладывается видео с дракой от 4 июля, где видно, что полицейские не очень активно пытаются разнять конфликт. В МВД на это дали следующий комментарий: «Это первый наряд, который приехал по вызову. На видео просто самое начало, поэтому пока вот так вот все сумбурно. Впоследствии все противоправные действия были пресечены», – цитирует представителя ведомства издание «Подъем».

Чибис видеокомментарий по поводу ситуации выложил в своем Telegram-канале, в нем губернатор говорит, что держит ситуацию на контроле, обещает, что силовики во всем разберутся, и сообщает, что отправил в Ковдор одного из своих заместителей.

«Эта ситуация для губернатора крайне неприятна, но он всегда по всем острым проблемам произносит такие вот размытые фразы, отмахиваясь от проблем. Этот человек обладает удивительной способностью на пустом месте плодить конфликты», – комментирует реакцию главы региона депутат Макаревич. Он напомнил, что подобные противостояния были в Ханты-Мансийском округе, в Карелии, и нигде это не заканчивалось просто драками. «Желая отмолчаться, власти явно не решат проблему, они лишь загонят ее вглубь, и где-нибудь потом опять рванет. Тем более что это очень чувствительная материя, в том числе с точки зрения национальной структуры региона, но Чибис, видимо, этого не понимает», – говорит парламентарий.

В том, что произошло и происходит сейчас в Ковдоре, Макаревич видит и еще одну причину: «Одна из проблем заключается в том, что, скорее всего, были допущены ошибки в распределении сил полиции в территориальном разрезе. Мы в думе во время отчета начальников МВД задавали вопрос, хватает ли полицейских, участковых, сотрудников ППС, и нам отвечали: «А чего вы хотите, если в Ковдоре полтора полицейских?» Поэтому вчера, когда эта драка так спонтанно вспыхнула, туда приехала всего одна машина ППС, этих сил явно не хватало, чтобы результативно вмешаться в ситуацию».

Аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов Пётр Колчин не считает, что нынешняя ситуация может вылиться в серьезное социальное потрясение регионального уровня, но также говорит о том, что нынешняя реакция представителей власти не способствует решению создавшейся проблемы. «Эти драки, конечно, стали главным событием для всей Мурманской области, а комментарии властных структур не смогли в полной мере раскрыть их отношение к этой проблеме. Кажется очевидным, что скупость комментариев и информационный вакуум провоцируют появление новых слухов, создание разных проектов, которые сейчас распространяются в соцсетях. Конечно, реакция властей на подобные конфликты должна быть очень аккуратной, особенно в непростых геополитических условиях, но я считаю, что ситуацию нужно освещать активнее. Возможно, не на уровне губернатора, но хотя бы на уровне местной администрации и правоохранительных структур, учитывая, что именно действия и бездействие этих структур становятся источником информационных поводов», – сказал политолог. Он добавил, что в регионах есть немало примеров успешного разрешения подобных конфликтов, но в тех ситуациях реакция губернаторов и силовых структур была более активной и они давали гораздо больше информации.

Профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнёв считает реакцию Чибиса соответствующей ситуации. «Фактически губернатор задействовал все доступные ему ресурсы для купирования и урегулирования конфликта. Андрей Чибис действительно воздержался от проявления ярких эмоций, но это было не просто логично, но и необходимо. Если бы он прокомментировал произошедшее в духе покойного Владимира Жириновского, это привело бы к обострению межэтнических конфликтов далеко не только в Ковдоре. Губернатору было необходимо продемонстрировать, что ситуация находится под контролем, и он сделал это. Яркие эмоции в данном случае скорее показали бы, что он растерян и испуган. Также нужно понимать, что «новая искренность» в данной ситуации легко могла быть воспринята за поддержку ксенофобских настроений или попытку переложить ответственность на федеральные или муниципальные власти», – поделился он своим мнением.

Вероятность интенсификации конфликта, по мнению политолога, будет определяться не тональностью заявлений властей, а оперативностью и адекватностью правоохранителей и чиновников, отвечающих за коммуникацию с лидерами протеста и главами диаспор. «Присутствие в городе большого числа силовиков само по себе окажет отрезвляющий эффект на стороны конфликта. В этой ситуации команде Андрея Чибиса остается лишь как можно скорее найти готовых к диалогу лидеров общественного мнения и через них организовать информирование масс о мерах, предпринимаемым для установления и наказания виновных, а также предотвращения рецидивов конфликта», – сказал Селезнёв.

Характеризуя межнациональную ситуацию в Мурманской области, депутат Макаревич сказал «Клубу Регионов», что представители диаспоры, участвующие в конфликте в Ковдоре, чувствуют себя очень уверенно. «Они получили «прописку» в регионе еще в советское время. Я в начале 2000-х гг. работал заместителем мэра Мурманска, и уже тогда мы фиксировали численность представителей этой диаспоры в пределах 20 с лишним тысяч человек. Тогда с их стороны появлялись завышенные требования, они, например, не раз пытались добиться строительства в Мурманске культовых сооружений той религии, которую они исповедают, но даже ставили вопрос о преподавании в наших школах на своем языке, на что власть, конечно, не могла согласиться», – рассказал депутат.

Версия для печати