Новосибирская область
24 мая 2019

Новосибирский транспортный форум поможет повысить эффективность реализации нацпроектов

Формат отраслевых дискуссионных площадок с участием представителей правительства, министерств и регионов, а также бизнеса и науки повышает эффективность реализации национальных проектов. Такое мнение высказали эксперты в ходе работы VIII Международного Сибирского транспортного форума, который открылся в Новосибирске 22 мая. «Учитывая стандартизацию нацпроектов и большую специфику регионов, такие форумы необходимы, как и любые отраслевые рабочие встречи», – отмечает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

В Новосибирске с 22 по 25 мая 2019г. проходит ежегодный Международный Сибирский транспортный форум. В этом году он посвящен реализации нацпроектов в сфере развития транспорта, транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, в частности реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». В ключевом мероприятии форума – пленарной дискуссии «Национальные проекты. Взгляд из регионов» – приняли участие представители федеральных и региональных органов госуправления, руководители профильных отраслевых союзов и ассоциаций, крупных отечественных транспортных компаний, предприятий машиностроения, представители дорожно-строительного комплекса. Форум открыл губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

По мнению экспертов, формат дискуссионных площадок с участием представителей федеральных и региональных органов власти повышает эффективность реализации национальных проектов.

«Разговор бизнеса с властью всегда имеет положительные результаты. Любая профессиональная дискуссия помогает и развитию отрасли, и развитию региона, и в конечном итоге развитию страны. Потому что на ней принимаются новые решения, корректируются ранее принятые по выявленным замечаниям, а также вводятся современные технологии, – говорит председатель Комитета по транспорту и пассажирским перевозкам ККО «ОПОРА РОССИИ» Сергей Кумбарули. – А если форум заточен под нацпроекты, то есть все основания полагать, что он будет способствовать эффективному распределению средств, которые федеральный бюджет выделяет сегодня на нацпроекты в дорожной сфере. Ведь на сегодняшний день у региональных властей есть обратная связь с жителями. И мы, и ОНФ в рамках своей общественной деятельности контролируем власть, выделение денег, их использование и отдачу в виде полученного результата. Одна программа «Карта убитых дорог» много чего дала: удалось выяснить, где больше всего жалуются на проблемы с дорогами, и донести это до власти. Теперь [региональные власти] стали планировать затраты не на свои личные планы, а на планы, которые им люди указывают. И эти проблемы звучат с дискуссионных площадок, например, форума, который помогает их решать».

Необходимость проведения подобных отраслевых мероприятий для реализации нацпроектов подчеркивает и директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков: «Учитывая стандартизацию нацпроектов и большую специфику регионов, такие форумы необходимы, как и любые отраслевые рабочие встречи. Прежде всего, потому что бывают совершенно разные – хорошие или негативные – практики, которые накапливаются у экспертов, руководителей, специалистов разного уровня, в разных отраслях».

Эксперт отмечает, что в вопросах инфраструктуры, особенно дорожно-транспортной, есть много регионального опыта: одни субъекты внедряют инновации, другие рассматривают различных партнеров. «Есть отличные практики государственно-частного партнерства, которыми необходимо делиться, потому что в одном регионе научились взаимодействовать, приглашать бизнес-инвесторов, а в других вообще не умеют этого делать. И Сибирский транспортный форум для всех – это, в первую очередь, обмен опытом, – говорит Калмыков. – С другой стороны, это возможность собрать те запросы и предложения, которые есть с точки зрения законодательного регулирования. Потому что любая отрасль требует выработки решений системных, а не только распространения практик, которые реализуются регионами».

По словам директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС, качественно подготовленные мероприятия несут не только методическую, но и значительную практическую пользу. «Если итоговая резолюция мероприятия несет не общие фразы в стиле «расширить, углубить, повысить, распространить», а предполагает изменение конкретного пункта законопроекта, регламента или программы, которые были вынесены на обсуждение, либо внедрение того или иного решения, либо выход на постановление правительства, либо принятие конкретной практики на уровень региона, – отмечает Калмыков. – Кроме того, важно, чтобы подписание соглашений было прикладным, пусть даже о намерениях».

Еще одно преимущество новосибирского форума – это привлечение внимания к самой транспортной отрасли. Потому что, по мнению эксперта, инвесторов нужно любить и приглашать в регион. И в сибирской столице это понимают.

«Каждый госслужащий, отвечающий за реализацию своего блока задач, или представитель корпораций, компаний должен задействовать все свои навыки и ораторские, и в составлении документов, обоснований, расчетов, чтобы привести инвесторов в свой родной регион. И это одна из самых главных задач, чтобы мы получали в результате и хорошие технологии, и качественные дороги, и отличные мосты, и всю остальную инфраструктуру. Чтоб потом у нас не было новостей о том, что стоимость меняется по ходу дела, и не происходили ситуации из разряда «мы не знали, не гадали», – поясняет эксперт.

Кроме того, важной функцией любой подобной площадки является образование. В ходе мероприятий зачастую руководители самого разного уровня видят, где у них есть недостаток знаний, компетенций, какие из них можно было бы подчеркнуть на самом мероприятии или после него на личной беседе. «Я не раз говорил, что нужно дополнить законодательство в части «контрактации жизненного цикла» при строительстве дорожно-транспортной инфраструктуры. Об этом неоднократно говорил и президент РФ Владимир Путин. Он четко дал понять, что это необходимость, которую нужно внедрять на практике, – рассказывает Калмыков. – А суть вот в чем: кто построил дорогу, тот и отвечает за ее эксплуатацию. Не так, что построили, «погарантировали» годик, а потом снова строим ту же дорогу на том же месте и, возможно, даже той же компанией. Это ответственность, но она дает определенные эффекты. Когда вы имеете долгосрочный заказ на поддержание дорожно-транспортной инфраструктуры, то вы можете планировать трудовые ресурсы, начинаете вкладываться в кадры. Причем не временных рабочих привлекать на один раз построить, а брать конкретного студента и растить, ведь вам в итоге еще 10 лет отвечать за нее. А еще вы можете вложить деньги в какую-то научную разработку: возьмете себе битум не с 70-летней давности формулой, а тот обновленный, который может быть на новых производствах. В это всё вы сможете легко вложить деньги, потому что оно окупится. Бизнесмен думает именно так – средними и долгими сроками. Но это нужно обсуждать на профессиональных площадках, и для этого нужно создать условия, чтобы у бизнеса был долгосрочный запрос, планирование. Тогда он сможет действительно вкладываться и в кадры, и в технологии, и вносить свой вклад в развитие региона и национальных проектов».

Версия для печати
Главное