Оренбургская область
5 марта 2018

Оренбургская область развивает солнечную энергетику

В Оренбургской области строят шестую и седьмую солнечные электростанции, объединенные в общий комплекс мощностью 105 МВт. «Оренбург – молодцы, и главное сейчас, чтобы мы дублировали этот опыт в другие регионы», – говорит эксперт Гринпис-Россия Владимир Чупров. «Переход к новым способам и формам получения энергии является неизбежным. Чем раньше произойдет прорыв в этом направлении, тем безболезненнее для общества и выгоднее это будет для страны», – убежден директор центра энергосбережения и энергоэффективности РАНХиГС Леонид Примак.

Строительство еще двух солнечных электростанций общей мощностью 105 МВт началось в Оренбургской области. Проект реализует компания «Т Плюс», поставщиком панелей для будущих станций стала отечественная компания «Хевел». При этом в области уже работают пять солнечных электростанций, общая мощность которых составляет 90 МВт, а выработка электричества – 86,6 млн кВт/ч. Эти проекты также были реализованы при участии «Т Плюс» и «Хевела». Губернатор Оренбургской области Юрий Берг считает развитие альтернативной энергетики приоритетной задачей властей и обещает, что к 2020г. мощность всех солнечных электростанций в регионе составит более 200 МВт.

Развитие солнечной энергетики, по словам опрошенных «Клубом Регионов» экспертов, является одним из перспективных направлений альтернативной энергетики.

«Оренбург – молодцы, и главное сейчас, чтобы мы дублировали этот опыт в другие регионы, а их много – это Прибайкалье, Забайкалье, Краснодарский край – там, где много солнца, но пока это не так развито», – говорит руководитель энергетической программы Гринпис-Россия Владимир Чупров. По его словам, солнечная энергетика развивается не только на Южном Урале, но также в Якутии и Алтайском крае – в этих регионах мощность установленных панелей также составляет десятки мегаватт. «И очень хорошо, что развитие солнечной энергетики идет не только благодаря западным технологиям, но что у нас есть компания «Хевел», которая в Чувашии построила завод и производит там панели. Пока речь идет о десятках или сотнях мегаватт, но года через четыре по плану ввода мощностей в рамках дополнительных договоров поставки мощностей (ДПМ) будет 1,6 гигаватт. И тогда у нас появится, наверное, статистика по экономике и выработке этих станций», – говорит эксперт.

Доктор технических наук, профессор, директор центра энергосбережения и энергоэффективности, экологического и энергетического аудита РАНХиГС, председатель научно-экспертного совета Фонда поддержки освоения и развития петротермальной энергетики «Термолитэнерго» Леонид Примак убежден, что «развитие альтернативной энергетики практически полностью зависит от кругозора, политической воли и желания губернаторов, мэров, депутатского корпуса наряду с прогрессивными бизнесменами, которые живут не только сегодняшним днем, а имеют большой горизонт стратегического планирования, внедрять передовые наукоемкие технологии и экономить невозобновляемые природные ресурсы для будущих поколений».

По словам Владимира Чупрова, в России пока есть три механизма развития солнечной энергетики – перспективный путь развития сетевой микрогенерации на основе домохозяйств, поддержка мелких производителей электроэнергии из средств региональных бюджетов за счет покупки у них до 5% потерь в электросетях, и третий путь – договоры ДПМ с реализацией энергии на оптовом рынке. Последний путь самый простой и короткий, но доступен он только крупным корпорациям типа «Т Плюс», которые имеют доступ на оптовый рынок и для которых альтернативная энергетика – не основной вид бизнеса, пояснил представитель Гринпис. Именно эта модель действует сейчас в Оренбургской области и в других субъектах, развивающих альтернативную энергетику. Одним из сдерживающих факторов развития альтернативной энергетики Чупров считает представление о том, что это очень дорого. «Но нужно понимать, что любая энергетика в России и в мире – она дотационная. Когда мы видим дешевую энергию в Москве, где в платежке 1 КВт/ч стоит 4 руб., то надо понимать, что за этим всегда стоят дотации, и если их убрать, то стоимость спокойно вырастет в полтора – два раза», – сказал он. Речь идет о дотациях нефтяникам, добытчикам угля, на строительство атомных станций и так далее. «Если вы хотите честных правил игры, дайте дотации солнечно-ветровым энергетикам. ДПМ сегодня такие дотации дает».

Среди очевидных плюсов развития альтернативной, солнечной и ветровой энергетики эксперты выделяют в первую очередь ее экологичность. Владимир Чупров приводит также и экономические доводы. Это, по его словам, позволило бы решить проблему отопления северных территорий, куда все лето в рамках Северного завоза доставляют «золотую» солярку и уголь. Это позволило бы сократить десятки миллиардов рублей, высвободив средства дефицитного бюджета. «И с этим согласны все, даже Рогозин», – подчеркнул Чупров. «И третий момент, самый главный, почему это стоит развивать, это потому, что лет через 10 потребители с удивлением узнают, что солнечная и ветровая энергетика дешевле газовой. Нужно готовиться к этому новому состоянию, когда газ окажется дороже, и не потерять технологические знания. И, кстати, это понимает Министерство энергетики, и именно поэтому Медведев говорит о том, что эту энергетику нужно развивать, причем на уровне гигаваттов», – подчеркнул эксперт.

По мнению Леонида Примака, развитию альтернативной энергетики мешает как низкая информированность о ее возможностях, так и сопротивление естественных монополий – поставщиков тепла и электроэнергии. Однако собеседник «Клуба Регионов» убежден в неотвратимости обращения к альтернативным источникам энергии. «Объективные факторы (резервы ископаемого топлива и урана, а также изменения окружающей среды, вызванные традиционной огневой и атомной энергетикой) позволяют утверждать, что переход к новым способам и формам получения энергии является неизбежным. Чем раньше произойдет прорыв в этом направлении, тем безболезненнее для общества и выгоднее это будет для страны», – считает он. При этом Примак обратил внимание, что альтернативой в данном случае выступают не только солнце, ветер и геотермальные источники энергии, но также и петротермальные – залежи так называемого «сухого» тепла, которое содержится в горячих горных породах. Петротермальная энергетика на сегодняшний день является в России менее распространенной, но ее развитие, по словам Примака, также поддерживается на федеральном и региональном уровнях.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что «первую скрипку» в развитии альтернативной энергетики играют федеральные власти – именно они создают системы поддержки инвесторов, гарантируя им, как сейчас, возврат части денежных средств с оптового рынка. «А второе условие – это условие локализации оборудования. Как раз компания «Хевел», которая поставляет оборудование для станций в Оренбурге, – это совместное предприятие «Реновы» и Роснано, причем солнечные панели там производятся весьма высокого уровня. Так что здесь важна в первую очередь федеральная поддержка. А региональные власти отвечают, во-первых, за выделение земель, потому что серьезный объект требует десятки гектаров площади. Второй момент – нельзя станцию построить в чистом поле, ее необходимо присоединить к электросети. И здесь как раз влияние региональных властей весьма серьезное, потому что присоединение к сети – это серьезные затраты, и возможность доставлять энергию до потребителей, и здесь координация с местными властями весьма важна», – отметил эксперт.

Вместе с тем Пикин обратил внимание, что федеральная программа развития солнечной и ветровой энергетики рассчитана до 2022г., и дальнейшее ее развитие непонятно. «Но важно здесь не только само строительство этих объектов, а то, что создаются полноценные отрасли [по их производству]. Но вопрос о необходимости развития этой отрасли вообще двоякий. Потому что, с одной стороны, закрепиться здесь необходимо, потому что чем больше у нас производится оборудовании для альтернативной энергетики, тем дешевле оно становится. Задача, которая стоит сейчас, – сравняться по себестоимости с традиционной генерацией. Пока по всем прогнозам это наступит ближе к концу следующего десятилетия, а в некоторых странах мира это уже наступило, более того, в некоторых есть объекты, которые уже и дешевле газовой генерации. Но с другой стороны, слишком большие инвестиции в эту сферу – это ведь деньги, которые платит потребитель, а это рост тарифов. Так что здесь необходимо занять такую промежуточную позицию – поддерживать эту отрасль, не перегружая при этом тарифы для потребителей, о чем и сказал наш президент, обсуждая программу дальнейшей модернизации», – поделился Пикин своим мнением с «Клубом Регионов».

Версия для печати