Политолог Виталий Иванов: задача Паслера избавить Свердловскую область от имиджа либерального заповедника
В интервью «Клубу Регионов» политолог Виталий Иванов поделился мнением о том, какие задачи на посту руководителя Свердловской области придется решать врио губернатора Денису Паслеру и с какими проблемами в связи с этим ему предстоит столкнуться.
– Как можно охарактеризовать нового руководителя Свердловской области?
– Паслер – это немного типаж из прошлого, которых было много в конце девяностых-начале нулевых. Это такой губернатор с бэкграундом менеджера крупной федеральной корпорации, которая отрывает от себя человека и направляет его в регион присутствия. Он в качестве корпоративного делегата «Реновы» в свое время был назначен председателем правительства Свердловской области, в Оренбургской области он тоже появился не просто так, а потому что это регион присутствия «Реновы». С другой стороны, поскольку он довольно долго проработал чиновником, он, конечно, является и государственным человеком. Это нормальное сочетание, в конце концов, многие люди, приходя во власть как корпоративные делегаты, в процессе становились государственными деятелями.
– Придется ли Паслеру столкнуться с таким же сопротивлением местных элит, как в свое время Евгению Куйвашеву?
– Возвращение Паслера создает известную турбулентность, потому что не все местные игроки и не все федеральные игроки, которые присутствуют в Свердловской области, довольны этим решением. Они, конечно, будут пытаться зафиксировать свое недовольство, и не позволить Паслеру стать сильным губернатором. Я даже допускаю, что будут попытки испортить ему выборы, то есть, создать ситуацию, в которой он не получит результата, который позволит ему чувствовать себя уверенно. Но, скорее всего, эти попытки будут пресечены – всё-таки, сейчас на дворе не 2005 год.
Паслеру достается довольно специфическое куйвашевское наследство – и кадровое, и политическое, и имиджевое. Куйвашев ведь заигрывал с таким условным, лайтовым либерализмом, что в последние годы вызывало определенную критику, поскольку такой образ был нормальным для конца нулевых, но в 2025 году это было уже неактуально. В сухом остатке у Свердловской области сложилась специфическая репутация «заповедника либерализма», хотя, конечно, она никакой не заповедник. Но с этим образом надо что-то делать, потому что не может один из несущих регионов страны в нынешних условиях отставать от жизни. Это должен быть один из передовых регионов по части патриотизма, и, учитывая индустриальную и ВПК-шную составляющую, здорового милитаризма. Свердловская область должна перестать ассоциироваться с толпой, которая протестует против храма, с Ельцин-центром, с Ройзманом и прочими неприемлемыми в наше время вещами.
– Одна из задач Паслера – изменить имидж области?
– Надеюсь, что теперь у Свердловской области будет совершенно другое позиционирование. Но понятно, что наведение порядка, в том числе в публичном позиционировании, встретит сопротивление, ведь это еще и исторически конфликтный регион с опытными, зубастыми элитами. Это совсем не Оренбургская область, которой Паслер руководил шесть лет. Против Куйвашева серьезной войны не было лишь последние пару лет, а так ему постоянно приходилось руководить в военных условиях. Хотя Куйвашев, конечно, был очень везучим человеком. Учитывая, сколько у него было врагов, и насколько они были опытны и ресурсны, поверить в то, что он досидит до 2025 года, было невозможно. А он досидел, и это нельзя объяснить только тем, что его [покровитель] Собянин от всего защищал. Здесь сыграли роль качества самого Куйвашева и его невероятное везение.
– Это посильная задача для Паслера – изменить внутреннее содержание и внешний образ региона? Федеральный центр его поддержит?
– Посильная, но надо понимать, что этому будут препятствовать как по идейным соображениям, так и из-за его непринятия. Но те, кто вернул его в Свердловскую область, будут его патронировать и как своего человека, и как федерального назначенца. Он же назначен президентом – как его после этого бросить?