Глава Чувашии:  за такое будем бить больно. Нужно наказать виновных. А в дальнейшем надо ужесточить
22 января 2020

Политконсультант Швайгерт: Решетников не оправдал ожиданий на посту пермского губернатора

На фото: Максим Решетников
Фото: Коммерсант

13 сентября 2020г. в Пермском крае пройдут новые выборы губернатора, поскольку руководивший регионом три года Максим Решетников назначен министром экономического развития РФ. Политконсультант Алексей Швайгерт считает, что Решетникову, который не является публичным политиком, на министерском посту будет комфортней, чем на губернаторском. Оценивая итоги его работы в крае, эксперт в первую очередь отметил, что он не оправдал ожиданий и его абсолютно негибкий стиль руководства привел к тому, что уровень межэлитной напряженности и общественного недовольства достиг критического уровня.

Губернатор Пермского края Максим Решетников вошел в состав нового правительства Михаила Мишустина. В нем он займет должность министра экономического развития, которую до этого занимал Максим Орешкин.

На посту главы региона Решетников проработал три года, он был назначен врио губернатора в феврале 2017г. после отставки Виктора Басаргина. Будучи уроженцем Пермского края, здесь же он получил образование и начинал свою трудовую деятельность, сначала в коммерческих структурах, а с 2000г. работал в региональной администрации, где к весне 2009г. дослужился до должности руководителя. Оттуда в том же году перешел на работу директором департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления аппарата правительства РФ, в то время аппаратом руководил Сергей Собянин. После назначения Собянина мэром Москвы Решетников перешел в правительство столицы, сначала он работал первым замруководителя аппарата мэрии, а с 2012 по 2017г. был министром экономической политики и развития.

Будучи губернатором Пермского края, Решетников отметился конфликтом с худруком Пермского театра оперы и балета Теодором Курентзисом, который в итоге оставил свой пост. Также он был инициатором реконструкции набережной в Перми, для чего там начали убирать железную дорогу, что вызвало протест жителей. Со временем его правления связаны закрытие легендарного завода имени Шпагина и ликвидация футбольного клуба «Амкар».

Политконсультант Алексей Швайгерт считает, что роль публичного политика, связанная с работой губернатора, была не очень комфортной для Решетникова, в отличие от аппаратной работы, которая предстоит ему в кабмине. «Для него комфортней роль внутреннего игрока, человека, который работает условным вторым номером и всегда имеет если не руководителя и начальника, то куратора», – говорит эксперт. При этом он считает, что губернаторский опыт Решетникова никак не повлияет на успех его работы в правительстве. «Там совсем другие правила и законы. И ведь у каждого топ-менеджера в государственной власти в Москве есть покровители, и не секрет, что Пермский край находится в орбите Собянина. Поэтому там, наверное, ему будет проще, потому что будет с кем посоветоваться. Но это будет уже и игра более высоких сил, в которой Решетников будет осуществлять в большей степени представительские функции могущественного клана господина Собянина, и все будут понимать, что, разговаривая с Решетниковым, они разговаривают с Собяниным», – рассуждает собеседник «Клуба Регионов».

Оценивая итоги губернаторской работы Решетникова, Швайгерт сказал, что тот произвел двойственное впечатление на местные элиты: «Что окружение Трутнева, что окружение Чиркунова, то есть традиционные агенты влияния в крае, пытались влиять на экономику и политику в период правления Решетникова, но сам он показал себя достаточно резким аппаратчиком: он делал какие-то вещи наперекор общественному мнению и мнению элит, резал по живому. В этом его двойственность: там, где можно было договариваться и искать компромисс, соблюдать баланс интересов, играть в региональную политику в полном смысле этого слова, он действовал предельно жестко, невзирая на то, как это отражается на людях и как интерпретируют его действия». Эксперт обратил внимание, что, например, депутат гордумы Перми Надежда Агишева посвятила уходу Решетникова несколько постов в «Фейсбуке», «обвинив его во всех смертных грехах». По словам Швайгерта, это важный маркер, который показывает, что ожидания местных общественников и активистов, которые надеялись, что их новый губернатор [Решетников] будет мягким, договороспособным и «очень пермским», совершенно не оправдались.

Решетникову также были свойственны «гиперцентрализация управленческих функций и замыкание их на себя», что сыграло с ним злую службу, продолжает Швайгерт. Он считает, что нежелание или неспособность главы края делегировать решения членам своей команды тормозило многие проекты и вызывало непонимание, что в итоге привело к обострению межэлитной напряженности, как это было при прежних губернаторах Чиркунове и Басаргине. «Но также есть ощущение, что и пермским элитам никто не мил, что каждого нового губернатора они считают хуже предыдущего», – отметил политконсультант.

Добавим, избирком Пермского края уже объявил, что выборы нового губернатора пройдут 13 сентября 2020г. В СМИ между тем уже появились несколько фамилий чиновников из разных регионов и уровней власти, которые, по словам источников, могут заменить Решетникова в Пермском крае. Швайгерт считает, что, учитывая фактор Собянина, из всего списка приоритет стоит отдать заместителям губернатора Свердловской области Алексею Орлову и Олегу Чемезову – выходцам из Тюменской области. Впрочем, эксперт также допускает, что пост губернатора Пермского края может оказаться разменным для игроков, не попавших в федеральное правительство. «Не секрет, что [бывшего вице-премьера] Максима Акимова могут отправить губернатором в Калужскую область. Так что какому-то бывшему министру могут отдать и Пермский край, который экономически привлекателен. И не только Собянин заинтересован в том, чтобы кто-то из его группы влияния там работал. А учитывая, что вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин был назначен вице-премьером, эта дорога может оказаться с двусторонним движением, и на какие-то ареалы Собянина могут прийти не его фигуры, чтобы сбалансировать интересы, которые могли быть нарушены в результате этой перестановки. Условно говоря, Пермский край могут отдать главе «Ростеха» Чемезову ровно потому, что его интересы где-то оказались ущемлены, а губернаторскими постами этот баланс будут восстанавливать», – заключил Швайгерт.

Версия для печати
Губернатор Илюхин: в основе работы властей Камчатки с бизнесом лежит открытость
Еженедельные встречи предпринимателей с руководителями исполнительных органов власти проводятся в Камчатском крае. Эта работа ведется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». О необходимости диалога между властью и бизнесом неоднократно заявлял глава Камчатки Владимир Илюхин. Эксперты отмечают важность подобных встреч для обеих сторон. Представитель Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Потапенко отмечает: «В нацпроекте прописаны общие направления поддержки предпринимательства, там нет конкретных мероприятий, предусматривающих встречи с бизнесменами. Поэтому важно, что на региональном уровне делают свои шаги по работе с бизнесом». По словам эксперта, это способствует развитию предпринимательства, и, как следствие, развитию доходной базы бюджета, и повышению качества жизни.
Челябинский губернатор Текслер предложил федеральному центру программу развития моногородов
Глава Челябинской области Алексей Текслер рассказал полпреду Николаю Цуканову о планах по развитию моногородов, в том числе за счет реализации нацпроектов. Он сообщил, что власти региона направили в федеральный центр предложение по реализации программы комплексного развития моногородов, многие из которых имеют схожие проблемы. Текслер при этом подчеркнул, что, помимо развития социальной инфраструктуры, в этих территориях важна поддержка учреждений профобразования для воспитания у молодежи профессиональных компетенций и навыков предпринимательской деятельности. Завкафедрой госуправления РАНХиГС Александр Балобанов поддерживает предложения Текслера, в особенности по созданию условий для развития малого бизнеса, который позволяет развивать моногорода с опорой на собственные ресурсы и не зависеть от инвесторов из других регионов.