Эксперты: тестирование чиновников на полиграфе не поможет пермскому губернатору Махонину бороться с коррупцией
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин реализовал собственную идею о тестировании муниципальных чиновников на детекторе лжи для борьбы с коррупцией. Как следует из опубликованного накануне указа, главам муниципальных образований края рекомендовано добровольно проходить «психофизиологические исследования» с применением полиграфа. Проводить такие исследование планируют во время служебных проверок в отношении должностных лиц и в качестве проверки при приеме на работу. При этом отдельно оговаривается, что результаты исследования носят рекомендательный характер и не могут являться основанием для отказа в заключении трудового договора.
Стоит отметить, что указ о применении полиграфа в отношении чиновников действует в Пермском крае с 2018г., но до сих пор он распространялся только на госслужащих.
Заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики РАНХиГС Александр Балобанов признался, что не слышал о подобной практике в других регионах. «Зачем издавать указ, если речь о добровольном участии? Добровольное оно и есть добровольное, а здесь есть некоторое подталкивание. Смысл этого указа следует читать так: «Будет хорошо, если вы пройдете [проверку на полиграфе], и будет нехорошо, если не пройдете», – рассуждает эксперт.
Использование детектора лжи как средства выявления коррупционеров, по мнению эксперта, сомнительно с точки зрения эффективности. «С одной стороны, есть информация, что полиграф не абсолютен. С другой стороны, люди там дают ответы на вопросы, и если это ответ на вопрос про какое-то действие типа «Ты украл?», а человек говорит: «Нет, я не украл», то это одна ситуация. Но это применимо только к какой-то острой ситуации. А если нет острой ситуации, то какие тут могут быть вопросы? Коррупция – это хорошо? Я, конечно, совсем не имею никакого опыта работы с полиграфом, но у меня есть впечатление, что если обсуждается не конкретная ситуация, то тогда эффективность этого инструмента будет не очень высока», – говорит Балобанов. Он считает, что выяснять отношение соискателя на чиновничью должность к коррупции бессмысленно, ведь если у человека нет отрицательного отношения к этому явлению, то совсем не обязательно, что он собирается это практиковать.
Директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений РФ Юрий Гурман также ставит под вопрос добровольность прохождения процедуры тестирования на полиграфе: «Все, что у нас носит рекомендательный характер, к сожалению, выполняется как обязанность». «Я сомневаюсь, что это добавит привлекательности муниципальной службе или эффективности в борьбе с коррупцией. С коррупцией таким образом смысла бороться нет. Плюс возникают вопросы к презумпции невиновности, людей, что, априори считают виноватыми?» – комментирует он губернаторский указ.
Собеседник «Клуба Регионов» убежден, что единственным эффективным способом борьбы с коррупцией являются только прямые выборы. «Во всем цивилизованном мире самый серьезный барьер для коррупции – это когда люди сами выбирают власть и регулярно ее меняют. За счет сменяемости власти, зависимости чиновников от воли людей обеспечивается борьба с коррупцией. А когда власть несменяема, когда чиновник зависит от вышестоящего начальства, а не от граждан, то он попадает во власть уже благодаря коррупционной связи с начальством. О какой борьбе с коррупцией тут в принципе можно говорить?» – поделился своим мнением эксперт.