Александр Мишарин приручает муниципалитеты
Экс-мэр Артемовского Юрий Манякин, лишенный должности по инициативе свердловского губернатора Александра Мишарина, подал иск в суд, в котором намерен оспаривать свою отставку. По мнению политологов, иск Манякина – это реакция на неэффективную политику ручного управления, которую применяет Мишарин в отношении муниципалитетов.
Бывший глава Артемовского городского округа Юрий Манякин подал иск в суд, в котором оспорил решение городской думы Артемовского о своем увольнении. Напомним, после череды коммунальных скандалов в Артемовском губернатор Свердловской области Александр Мишарин внес в гордуму представление об отстранении от занимаемой должности Юрия Манякина, и депутаты удовлетворили требование Мишарина. Вскоре после этого губернатор рекомендовал депутатам ввести в муниципалитете пост сити-менеджера, подотчетного городской думе.
Отметим, что Юрий Манякин не единственный глава муниципалитета, отправленный в отставку губернатором. Своего поста также лишился сити-менеджер Заречного Владислав Быков. Наблюдатели не исключают, что уйти в отставку из-за нерешенных проблем в сфере ЖКХ может мэр Первоуральска Максим Федоров. Вместе с тем главы Верхней Салды и Гарей остались на своих постах, несмотря на то, что Николай Тихонов и Анатолий Шевалдин написали на имя губернатора заявление об увольнении.
Политологи сходятся во мнении, что Александру Мишарину пока не удалось выстроить отношения с муниципалитетами. Губернатор взаимодействует с муниципальной властью «в режиме ручного управления», который предполагает расстановку своих людей на местах. Эксперты считают, что иск бывшего мэра Артемовского – это прямой результат неэффективной политики главы Свердловской области.
«Мишарин очень много обещал муниципалитетам, – отмечает председатель Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев. – Параллельно с этими обещаниями шел процесс смены некоторых глав и попытка их смены. Первым пострадал, конечно, Манякин. При этом есть категория глав муниципалитетов, которые явно не справляются со своими обязанностями, и в то же время никаких попыток для их снятия не предпринимаются. Мишарин действует избирательно, по каким-то ему одному известным принципам».
Политолог Михаил Коробельников считает, что никакого эффекта от работы Мишарина с муниципалитетами практически нет: «Единственный муниципалитет, с которым пока что-то получается, – это Екатеринбург. В отношении остальных органов местного самоуправления Мишарин пытается усилить контроль. И, собственно говоря, тот карт-бланш, который имеет губернатор на сегодняшний день, данный ему федеральным центром, позволяет сделать прогноз, что в дальнейшем он будет еще больше ужесточать контроль за руководителями муниципалитетов. А для этого и соответствующие рычаги найдутся».
По мнению главы Российской ассоциации политических консультантов Алексея Швайгерта, у Мишарина нет долгосрочной стратегии взаимодействия с органами местного самоуправления: «Все его громкие заявления и действия по отношению к муниципалитетам – это популизм и демонстрация собственной силы. В целом я пока не вижу глубины принятия решений, а вижу поверхностные и очень сильно вызывающие отторжение решения. У Мишарина слишком большая ориентированность на Москву, без учета опыта региональной специфики». В дальнейшем, считает Алексей Швайгерт, стоит ждать «увлеченность Мишарина процессом назначения сити-менеджеров»: «То есть стремление отойти все-таки от выборов мэра в более прогнозируемое русло назначаемых сити-менеджеров. Есть ощущение, что это московский федеральный тренд, связанный с предстоящими выборами 2011-2012гг., где все средства хороши, главное, чтобы был нужный результат и максимально жесткая управляемость».