Эксперты: история с несостоявшимися выборами мэра Томска не добавляет власти авторитета и доверия
Первые выборы мэра Томска по конкурсной процедуре признаны несостоявшимися. Оба кандидата, ранее отобранные комиссией, отказались от участия в выборах в день голосования. Первым свою кандидатуру снял коммунист Максим Лучшев, который заявил, что намерен «принести больше пользы Томску в другом качестве». После этого и.о. мэра Томска Михаил Ратнер также взял самоотвод, аргументируя его нежеланием занять пост в «безальтернативной ситуации».
Выборы официально признаны несостоявшимися, и теперь процедура будет запущена повторно, начиная с объявления конкурса. По словам источника «Клуба Регионов», «кураторы, которые вели Ратнера, и те, что вели Лучшева, в какой-то момент не договорились, поэтому произошел такой казус». «На самом деле для КПРФ борьба за пост мэра была не принципиальна. Их вполне устраивает оставаться на вторых-третьих ролях, поэтому для них на самом деле было выгодно снять своего кандидата, чтобы он случайно не выиграл», – прокомментировал собеседник нашего издания.
Коммунисты не должны были так поступать, что бы им ни предложили взамен, считает депутат гордумы Томска от СРЗП Инга Первушина. «Возможно КПРФ не ожидали, что именно их кандидат выйдет во второй тур и им волей-неволей придется за него голосовать. Но в итоге Томск в очередной раз без мэра. Ратнер по-прежнему с приставкой и.о. Сейчас история с выборами мэра протянется еще несколько месяцев, вот зачем это надо?», – комментирует Первушина.
При этом собеседница «Клуба Регионов» обращает внимание, что если бы конкурсная комиссия допустила к голосованию больше, чем двух кандидатов, то такого казуса можно было бы избежать: «Был бы еще кандидат, голосование состоялось бы. И вот здесь, по-моему, была допущена стратегическая ошибка комиссии. Почему такое решение было принято – загадка. Решили не выводить на голосование второго единоросса, чтобы не превратить выборы в фарс? Допустили коммуниста, чтобы создать видимость конкуренции? Сложно сказать, что ими двигало, но в итоге вышло то, что вышло».
Властям стоило подойти более продуманно к первым конкурсным выборам мэра в Томске, считает политолог Сергей Шпагин, например, предусмотреть процедуру замены выбывшего кандидата. А выбор комиссией в качестве второго кандидата Максима Лучшева, на взгляд эксперта, изначально выглядел достаточно спорно. «Возможность присутствовать во власти для него важнее выражения партийной позиции. Его политическая биография в Томске всем известна – он и в ЕР был, и в Партии роста, теперь в КПРФ. Не исключаю, что ему просто сделали более выгодное предложение, какое – затрудняюсь сказать. Но кто-то явно перестарался, стремясь обеспечить гарантированный результат», – говорит эксперт.
По мнению руководителя фракции «Яблока» в гордуме Василия Ерёмина, если бы в финал вышли два единоросса, то «тогда вообще мэра бы никогда не выбрали». «Дума Томска отличается многопартийностью, у нас сейчас представители семи партий. И получить квалифицированное большинство, а это 25 голосов, на мой взгляд, с первого раза не смог бы никто из двух кандидатов. Да и Ратнер, оставшись один, все равно не набрал бы эти голоса, что было бы большим минусом для его карьеры. Поэтому отказ от участия в безальтернативных выборах помог ему сохранить лицо, да и региональной власти. Это был бы удар по авторитету партии власти, да и по губернатору Владимиру Мазуру тоже», – говорит депутат.
По словам Сергея Шпагина, Мазуру сразу после выборов нужно было продемонстрировать «быстрые победы», например, добиться бо́льшей управляемости муниципалитетов, в первую очередь областного центра. «Вот почему был так важен переход Томска к непрямым выборам – для демонстрации управляемости. Это был сознательный выбор региональной власти, за который в определенной степени теперь приходится расплачиваться, хотя я не думаю, что региональная власть ощутимо потеряет на этой истории. А вот гордума в этой ситуации очки потеряет: они разрабатывали этот устав и, получается, не предусмотрели эту ситуацию. И область как раз вот этим и отобьется: город не додумал, – поясняет эксперт. – Но теперь возникает вопрос: а что дальше? Из-под прямого удара Ратнера вывели, хорошо. Но кто теперь будет его спарринг-партнером на выборах? И вот это большой вопрос. У коммунистов скамейка не такая длинная, а у других партий еще хуже».
Эксперты сходятся во мнении, что Томску нужно как можно скорее определиться с мэром, поскольку тот же Ратнер работает в статусе «и.о.» с осени 2020г., и по факту безвластие в городе длится уже два с половиной года. «Такая история с выборами мэра в целом не работает на авторитет власти. А сейчас это еще и провальная ситуация перед выборами президента. Нужно было все-таки лучше подготовиться к этим выборам, чтобы так не подставлять регион», – посетовала Инга Первушина.
Сейчас в депутатском корпусе полагают, что следующая попытка избрать мэра может состояться ближе к осени 2023г. Дата проведения нового конкурса станет известна только в мае. Депутаты не исключают, что к этому моменту процедура проведения конкурса может поменяться.