Депутат: проекты Тюменской области нужно развивать во что бы то ни стало
Должен ли губернатор Тюменской области Владимир Якушев принимать участие в масштабных проектах федерального значения, реализуемых на территории вверенного ему региона, или лучшим решением было бы отдать их на откуп федеральному центру? Этот вопрос на примере реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в рамках которого в тюменском регионе строится Северный широтный ход и порт Сабетта на Ямале, «Клуб Регионов» обсудил с экспертами.
Уже несколько лет в УрФО существует проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», в рамках которого в тюменском регионе идет масштабная стройка глубоководного арктического порта Сабетта, прокладывается Северный широтный ход и практически заново, уже с применением новых технологий, осваивается Северный морской путь. Стоит отметить, что особое участие в реализации этих проектов принимает губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Именно он в прошлом году на совещании с Владимиром Путиным в Тобольске затронул тему недостаточного развития транспортной инфраструктуры в северных районах «тюменской матрешки», что дало новый толчок к освоению северных территорий.
Вместе с губернатором Ямало-Ненецкого округа Дмитрием Кобылкиным руководитель Тюменской области регулярно посещает строящиеся объекты. В феврале этого года они вместе проконтролировали реализацию масштабного проекта по созданию крупного центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения «Ямал СПГ». Заметим, проект предусматривает строительство завода по сжижению газа рядом с поселком Сабетта, а также создание там арктического морского порта и строительство танкерного флота ледового класса. Кстати, судна для Сабетты будут строить также на тюменском заводе.
В одном из интервью Якушев отметил «огромнейшие перспективы» развития Северного морского пути через Сабетту, который станет уникальной транспортной артерией, соединяющей российские регионы, а также Россию с другим странами. В перспективе через порт будет переправляться не только газ, но и нефтепродукты, зерно, продовольствие, техника, строительные материалы и многое другое.
Кстати, для демонстрации возможностей Севморпути Якушев, Кобылкин и губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей организовали двухмесячную коммерческую экспедицию с Ямала в Китай, которая позволила испытать потенциал этой транспортной схемы.
Что касается Северного широтного хода, то, по словам тюменского губернатора, его появление необходимо, чтобы разгрузить Транссиб, объем нефтепервозок по которому увеличивается каждый год и, по оценкам экспертов, к 2020г. составит 136% от нынешнего.
Недавно Якушев отметил, что только в течение 2014г. перевозки выросли на 24%. «Это значит – экономика не стагнирует, а развивается. Если бы не было промышленной продукции, объемы бы не росли при перевозках на железной дороге», – сказал он, но вместе с тем отметил, что именно сейчас необходимо создавать альтернативные транспортные пути.
Отметим, в феврале главам «тюменской матрешки» удалось заключить соглашение с РЖД о совместном освоении Северного широтного хода и модернизации уже существующей там однопутной дороги совместными усилиями.
Накануне во время визита в Ноябрьск Якушев отметил, что Северный широтный ход в перспективе станет точкой роста экономики всего тюменского региона, и пообещал, что его строительство будут идти более интенсивно. «Вся страна заинтересована в том, чтобы Северный широтный ход стал реальностью. Тюменская область – часть страны. Учитывая то, что территории юга области и автономных округов исторически тесно связаны, с открытием Северного широтного хода транспортная структура становится более развитой. Появляются серьезные возможности для привлечения к перемещению грузов таких серьезных недропользователей, как НОВАТЭК, «Газпром». Реализация проекта предоставит возможность увеличения подряда большим строительным организациям, которые сегодня базируются в южной части Тюменской области, в Югре и на Ямале», – подчеркнул врио тюменского губернатора. При этом он отметил, что «сопутствующие эффекты» от строительства Северного хода с экономической точки зрения могут быть даже больше, чем конечные.
Научный руководитель Российского экономического института имени Плеханова, доктор экономических наук, профессор Сергей Валентей в интервью «Клубу Регионов» заявил, что в таких проектах регион и губернатор, безусловно, должны участвовать. При этом эксперт напомнил, что попытки объединения регионов для решения экономических проблем предпринимались еще при Борисе Ельцине, но также они «превратились в политические союзы».
Однако тот факт, что сегодня регионы «тюменской матрешки» прокладывают Северный широтный путь и осваивают Севморпуть совместными усилиями – это и есть воплощение «абсолютно правильного замысла» по экономическому объединению субъектов, которое на сегодняшний день в России, по мнению экономиста, «развито крайне слабо». «Существуют проекты, которые силами одного региона решить нельзя. И здесь нужно икать союзников. Первым союзником, конечно, должно быть государство, потому что, как правило, межрегиональные проекты – это общенациональные проекты. Но существует еще и вторая группа проектов, которая является сугубо межрегиональной. Вопрос даже не в том, должны ли регионы в них участвовать, – они обязаны это делать. В противном случае такие проекты просто нельзя поднять», – подчеркнул Валентей.
Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор убежден, что, выступая с инициативой освоения северных территорий, а не дожидаясь, пока решение созреет в Москве, Якушев поступает абсолютно правильно: «Если губернаторы будут перекладывать ответственность за подобные проекты на федеральный центр – их надо выгонять с работы. Конечно, это дело губернатора: выбивать проекты, доказывать, что именно его область наиболее пригодна для их реализации».
Вместе с тем Шпектор особо отметил важность развития именно Северного широтного хода, поскольку «с дорогами на Севере плохо». Этот проект, уверен он, позволит вывести многие северные районы из депрессивной группы, которые попали в нее только потому, что не имеют железной дороги.
«Конечно, когда затрагиваются такие масштабные проекты, связанные с развитием территорий, сложно действовать без федерального участия. Но это хорошо, что Тюменская область проявляет инициативу. И как раз мы, депутаты и министерства, должны обратить на это внимание и оказать помощь и поддержку», – сказал член комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Виктор Гончаров.
По словам депутата, именно сейчас пришло время «грамотно увязать» решение таких задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. «Тем более этот вопрос связан с Тюменской областью, с развитием Сибири. Нужно двигаться в этом направлении и развивать подобные проекты во что бы то ни стало», – подчеркнул Гончаров.