Липецкий губернатор:  Россия стремительно во всем идет вверх, а футбол позорно тащил ее вниз
5 декабря 2016

Ярославский губернатор предлагает забрать у МСУ полномочия по благоустройству

На фото: Дмитрий Миронов
Фото: yarregion.ru

Забрать у муниципалитетов полномочия по благоустройству в пользу региона предлагает врио губернатора Ярославской области. Экс-мэр Калуги Виталий Черников уверен, что таким поведением глава демонстрирует, что его уровень – не регион, а муниципалитет, и ему уместнее выдвинуть свою кандидатуру в мэры Ярославля. Бывший губернатор Амурской области Анатолий Белоногов предостерегает Миронова от углубления вертикали власти: «Губернатор может натянуть на себя всё одеяло и лопнуть от невозможности выполнить все обязательства».

Врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов внес в облдуму законопроект о передаче полномочий по благоустройству с муниципального на региональный уровень. Речь идет в том числе о передаче областной администрации функций по утверждению и контролю за соблюдением правил благоустройства, по содержанию земельных участков, домов и сооружений, а также требований к внешнему виду фасадов и установления перечня работ по благоустройству. Кроме того, подчиненные губернатора будут решать вопросы, связанные с размещением объектов на муниципальной и государственной земле.

Сейчас каждый муниципалитет устанавливает свои правила по благоустройству, но в случае принятия законопроекта они будут унифицированы. Функции по контролю за состоянием благоустройства муниципалитетов будут распределены между недавно созданной Мироновым инспекцией административно-технического надзора и подразделением в обладминистрации.

Врио мэра Ярославля Владимир Слепцов заявил, что «полностью поддерживает» предложение врио губернатора. «Мы один регион, поэтому необходимо использовать лучшие практики на всей территории. Жители не должны страдать от того, что в городах разные представления, например, о комплексном ремонте дворов», – написал он в «Фейсбуке».

Однако опрошенные «Клубом Регионов» эксперты инициативу Миронова восприняли неоднозначно. Так, бывший мэр Калуги Виталий Черников, комментируя ярославский законопроект, заявил, что воспринимает его «резко отрицательно». «Благоустройство является одним из базовых полномочий местного уровня власти. В большинстве стран мира это и есть содержание деятельности органов местного самоуправления. Если забирать эти функции, то тогда вообще незачем тратить деньги на местные выборы, на зарплату чиновникам и так далее. Пусть тогда губернатор создает у себя в правительстве отдел, например, по управлению городом Ярославлем, и дальше начинает им управлять и уже не морочить голову людям», – выразил свое мнение Черников.

Бывший губернатор Амурской области Анатолий Белоногов также считает, что отнимать у муниципалитетов благоустроительные полномочия не стоит. Он напомнил, что благоустройство еще в советское время было «делом сельсоветов», даже несмотря на их бедные бюджеты. «Так и должно быть», – убежден собеседник «Клуба Регионов». «Другое дело, что когда у нас по Конституции муниципальные образования отделили от государственной власти, у нас в этом отношении не стало должного порядка», – заметил Белоногов. Но и здесь, вместо того чтобы отнимать полномочия, региональные власти должны работать с муниципалитетами вместе, считает он.

Председатель гордумы Ярославля, политолог Павел Зарубин считает, что в передаче функций по благоустройству региона хорошего столько же, сколько плохого. Он рекомендует понаблюдать за тем, как эти полномочия будут администрироваться: «Если параллельно к огромному чиновничьему аппарату на уровне МСУ добавится большая куча ведомств на уровне области, то даже при огромном количестве чиновников областного масштаба благоустройство каждой конкретной деревни администрировать будет невозможно – мы в одном только Ярославле постарались децентрализовать функции благоустройства и создали шесть административных комиссий по благоустройству, чтобы быть ближе к людям». Зарубин подчеркнул, что на реализацию этого принципа в своем недавнем послании сделал акцент и президент.

По мнению муниципального депутата, областные власти должны лишь унифицировать правила по благоустройству и ввести дополнительные штрафные санкции за их неисполнение, а остальная работа должна остаться на уровне МСУ.

Вместе с тем Зарубин полагает, что врио губернатора «имеет желание централизовать как можно больше процессов». «Я уверен, что благоустройство – это всего лишь одно из первых полномочий, которое будет передано на уровень областной власти. Думаю, появится еще не один областной закон, который будет говорить о теплоснабжении, водоснабжении, градостроительной деятельности – этот тот круг вопросов, которые могут быть переданы с муниципального уровня на уровень субъектов», – прогнозирует депутат.

«Так губернатор может натянуть на себя всё [одеяло], и, извините меня, лопнуть от невозможности выполнить все обязательства, которые взял на себя», – комментирует ситуацию Белоногов. При этом бывший амурский губернатор отметил, что такой соблазн существует у любого главы региона: «Это обычное явление. Всегда что-нибудь обязательно хотелось бы взять на себя, как будто губернатор справится лучше, чем органы на местах. Но это далеко на так. Потому что органы на местах связаны непосредственно с населением, и им видно больше, и им в глава больше говорят то, что никогда не скажут губернатору или министру».

Экс-мэр Калуги Виталий Черников считает, что если все «коммунальные» функции ярославские муниципалитеты отдадут региону, им вообще нечем будет больше управлять. «Смысл им [местным властям] быть дальше, если они не могут решить, что они будут строить, а что нет. Губернатор, который так поступает, показывает, что его уровень – это уровень главы сельского поселения, где всё под рукой. Он, очевидно, не готов к управлению таким крупным регионом, он привык управлять не процессами, а объектами. А роль региональной власти – более высокого уровня, губернатор должен управлять процессами, создавать условия, в которых будут действовать субъекты управления. А он, видимо, этого не умеет», – размышляет эксперт. Черников уверен, что жители Ярославля попали в беду и вскоре «город окажется в глубоком кризисе, а все будут разводить руками и говорить: «как же так получилось?». А получилось так потому, что один не готовый к управлению человек, не имеющий никакого представления о функционировании этой системы, решил, что он сделает всё лучше». При таком подходе, уверен Черников, Дмитрию Миронову «надо идти не в губернаторы, а в мэры».

Версия для печати
Саратовская Единая Россия выдвинула против КПРФ слабого кандидата на довыборах в Госдуму
Кандидатом «Единой России» на довыборах в Госдуму по Саратовскому одномандатному округу по результатам праймериз стал директор колледжа и член президиума регионального политсовета Игорь Морозов. Эксперты оценивают его как весьма слабого участника, неспособного выстоять против первого секретаря обкома КПРФ Ольги Алимовой, которая собралась вернуться в ГД. Сопоставляя эти факты, политологи допускают как возможность торга между единороссами и коммунистами, так и вероятность того, что ЕР не выдвинет Морозова на выборы, а вместо него неформально поддержит выдвижение против Алимовой ресурсного варяга федерального уровня. Сама Алимова разговоры о готовности ЕР сдать округ расценивает как попытку усыпить бдительность оппозиции.