блогеры:  и теперь эти девятиэтажки белеют на весь Салехард как символ дебилизма и оторванности власти от народа
30 апреля 2014

В Крым заманивают офшорный капитал

В Крыму вскоре появится особая экономическая зона. Проект, предполагающий ее организацию на полуострове, был разработан Минэкономразвития и утвержден Дмитрием Медведевым. В то же время Минфин выступил против создания ОЭЗ в этом регионе и предложил альтернативный проект. «Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой объяснить, какой проект больше подходит для Крыма и почему было принято решение о создании ОЭЗ.

Председатель правительства Дмитрий Медведев одобрил подготовленную в Минэкономразвития концепцию законопроекта об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Крыму. Разработчики законопроекта в числе прочего ставят перед собой задачу привлечения в Крым капиталов российских кампаний, ранее зарегистрированных в офшорах. Как сообщают представители ведомства, готовящие законопроект, в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение Госдумы. Ожидается, что это произойдет после майских праздников.

Между тем в правительстве до сих пор нет согласия относительно данного решения. Как сообщал ранее «Клуб Регионов», против появления ОЭЗ в Крыму выступил Минфин, который усомнился в эффективности мер, предложенных Минэкономразвития. Вместо этого ведомство Силуанова предлагало создать в Крыму по аналогии с дальневосточными регионами территорию опережающего развития (ТОР), а также объявить там пятилетние налоговые каникулы для бизнеса.

Почему проект Минэкономразвития оказался предпочтительнее проекта Минфина – об этом эксперты «Клуба Регионов».

Минфин против Минэкономики

По словам гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, подобное поведение Минфина является традиционным и связано в первую очередь с самим назначением данного министерства: «Минфин был против, потому что он - это организация налогов и сборов. Налоговые каникулы предлагаются на пять лет, а особая экономическая зона предполагает это на гораздо более долгий срок, а в теории, может быть, даже и навсегда».

Соглашается с мнением эксперта и вице-президент «Деловой России», депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев, который, говоря о причинах этого спора, добавил: «Минфин всегда против любых льгот, против того, что касается благоприятных условий для бизнеса. Минфин считает, что его задача - это собрать максимальное количество денег и обеспечить тем самым социальные проекты. Поэтому Минфин решает свою задачу. Но Минфин - это же не Минэкономразвития. Центр должен решать стратегические задачи. Да, Минфин против, но в данном случае на это не нужно обращать внимание. А мы за, потому что хотим, чтобы предпринимательское сообщество создавало там рабочие места и через бОльшее количество предпринимателей увеличивало налоговые поступления. Но самое главное - это рабочие места, которые могли бы вписаться в экономику Крыма».

ОЭЗ или ТОР

Рассуждая о преимуществах проекта создания ОЭЗ в Крыму, Виктор Зубарев отметил: «Территории опережающего развития используются уже в развитых регионах. Вот, например, на территории Красноярского края ТОРы не на весь край распространяются, а точечно: они есть на Таймыре, Железногорске и в Ангаро-Енисейском кластере, то есть там, где сосредоточены наибольшие финансовые, инфраструктурные и интеллектуальные ресурсы. А Крым - территория небольшая, которая к тому же требует сложного периода воссоединения с Россией. Поэтому необходимы всеобщие условия, на всю территорию, в этом отличие территорий Дальнего Востока и Восточной Сибири, где существуют ТОРы, от Крыма, где нужна особая экономическая зона».

В свою очередь, Дмитрий Журавлев считает, что сложно однозначно сказать, какой из предлагаемых проектов лучше: «Задача в обоих случаях одна и та же - привлечь туда бизнес. На первое время и там, и там предполагается целый ряд льгот. Может быть, дело в том, что предпринимателям хотят компенсировать политические риски, которых нет на том же Дальнем Востоке. Другой вопрос, что пока от особых экономических зон больших экономических профитов никто не видел. Нельзя, например, сказать, что у нас уж очень процветает Калининград». «Перспективы для развития Крыма есть и без всяких зон, но стоит вопрос, как туда привлечь деньги, эффективный менеджмент и потребителей. Поможет ли в этом ОЭЗ - говорить сложно, потому что экономического чуда в Калининграде, например, не случилось», - добавляет эксперт. 

Версия для печати
Игорь Орлов: при рассмотрении законов о предпринимательстве мы должны обязательно учитывать специфику Арктики
Предложения губернатора Архангельской области Игоря Орлова об особых мерах поддержки малого и среднего бизнеса в северных и арктических территориях могут быть рассмотрены в виде законодательных инициатив в Госдуме. Недавно сам Орлов был назначен сопредседателем подгруппы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в структуре Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают, что Архангельская область сделала рывок вперед в развитии инвестпроектов и добилась успехов в организации мероприятий по поддержке МСП. Они не сомневаются в том, что именно архангельский губернатор сможет продвигать эти темы на федеральном уровне для всех регионов Арктики и Крайнего Севера.
Дмитрий Медведев утвердил «План губернатора Ждановой» по развитию Забайкалья до 2025 года
Правительство РФ утвердило предложенный губернатором Забайкальского края Натальей Ждановой план социально-экономического развития региона до 2025г. Государственная программа включает в себя 36 мероприятий. Одним из важнейших направление «программы Ждановой» эксперты называют создание приграничного пространства взаимовыгодного экономического сотрудничества между Забайкальским краем и провинцией Хэйлунцзян (КНР). В перечне мероприятий — развитие сферы АПК, обрабатывающей промышленности, промышленного, электросетевого и горнорудного комплекса региона. Реализация программы может вывести Забайкальский край в передовые регионы России в сфере промышленного производства и горнорудной промышленности.