Кавказовед: сервис по поиску вторых жен пахнет провокацией
Политолог Энвер Кисриев заявил, что его «коробит» появление мобильного приложения для мусульман, позволяющего искать вторую жену. По словам социолога Алексея Гришина, подобные сервисы создаются, чтобы «выбить исламскую группу из российского общества». Политолог Павел Святенков замечает, что интеграция мусульман в социум в последнее время замедлилась, а в ряде республик СКФО существует «угроза сращивания руководства регионов с радикальным исламом».
Первая интернет-служба знакомств для мусульман начала работать в России. Благодаря мобильному приложению «Моя диаспора» приверженцы ислама могут знакомиться, следуя «восточным традициям». Как сообщают создатели приложения, «алгоритм знакомств разработан при консультациях Совета муфтиев России. Подбор пар происходит по 17 параметрам, в том числе по вере, национальности, образованию и культурному уровню». Основатель проекта Арсен Казибеков рассказал «Известиям», что в приложении также есть функция поиска второй жены.
Кроме того, сервис позволяет пользователям знакомиться с новостями той или иной диаспоры, анонсами специальных мероприятий, новинками национальной музыки, халяльными рецептами и так далее.
Социолог, президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин обратил внимание, что речь о создании собственных социальных сетей в исламской общине РФ ведется уже давно. «Существующие соцсети считаются сплошным пороком, поскольку там могут напрямую общаться молодые незнакомые люди разных полов, что запрещено в исламе. Говорили о том, что соцсети для мусульман будут свободны от порнографии, от сводничества, что тоже является грехом, и так далее. Но первое, что вылезает, когда такие сети вдруг создаются, – это как раз грех, против которого создание мусульманских сетей было направлено. Но теперь, видите, с какой стороны все это подается – что можно найти себе вторую жену», – сказал «Клубу Регионов» эксперт.
Гришин уверен, что подобные сервисы стоит рассматривать как «элемент для того, чтобы выбить исламскую группу из социальной среды российского общества». Он пояснил: «Маргинализация, уход исключительно в религиозную сферу – это как раз то, что делают экстремисты, когда ставят вопрос перед человеком, кто он: гражданин России или прежде всего мусульманин. И дальше этот разрыв ведет к тому, что законы ислама могут противоречить законам государства и человека выбивают из колеи гражданственности и патриотизма». При этом, по словам Гришина, и сами мусульмане сегодня заявляют, что значительная часть ислама в РФ «маргинализирована и радикализирована, оторвана от России». Государству, убежден эксперт, следовало бы вмешаться в этот процесс, поскольку «сами мусульмане с этим справиться уже не могут».
Глава сектора Кавказа Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Энвер Кисриев заявил, что приложение по поиску второй супруги его «просто коробит» и вообще «пахнет провокацией». По мнению эксперта, несмотря на то что в республиках Северного Кавказа ислам набирает популярность за счет молодежи, это не означает, что речь идет об изоляции от российского общества и его законов. «Мусульмане ни в коем случае не противопоставляют себя российскому законодательству, потому что для этого надо быть совершено сумасшедшим человеком – ислам никогда не требовал отрицать государственный строй, в котором живут мусульмане. То есть ритуальная сторона ислама никак не вступает в противоречие с гражданскими законами России, и нет никаких сложностей в том, чтобы одновременно быть мусульманином и гражданином России», – пояснил Кисриев «Клубу Регионов».
В то же время он отметил, что, поскольку в исламе нет формальной общепризнанной организации (какой для православных является РПЦ), разъясняющей верующим все вопросы, «всегда может появиться тип, который искренне заявит какую-нибудь абсолютную чушь, и ничего против него ты не скажешь, потому что исключить его из ислама нельзя». «Человек, предложивший услугу по поиску второй жены, просто не может быть нормальным мусульманином, и он, конечно, не старается помочь мусульманам. Он просто провокатор», – заключил Кисриев.
Политолог Павел Святенков полагает, что опасность самоизоляции мусульман существует, хотя в России они в целом теснее интегрированы в общество, чем, например, в Европе. «Практика западных стран показывает, что речь должна идти не о национальностях, а о мусульманах как о религиозной группе. И именно мусульмане слабо интегрируются в европейское общество. В российское общество представители мусульманских народов до недавнего времени интегрировались лучше, но мы не знаем, как пойдет этот процесс с учетом того, что на российское мусульманское сообщество очень сильно влияют монархии Персидского залива – Катар, Саудовская Аравия и прочие, которые проповедуют версию ислама, направленного на деструкцию современных европейских государств», – сказал эксперт «Клубу Регионов». При этом Святенков полагает, что в некоторых северокавказских регионах существует «угроза сращивания с радикальным исламом части политических элит этих республик» и российским властям, по его мнению, следует очень внимательно следить за развитием этих процессов и своевременно их пресекать.