Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
7 апреля 2016

Политолог: губернаторы, которые не станут «паровозами» ЕР, потеряют влияние в регионе

Фото: vedomosti.ru

«Единая Россия» в очередной раз изменила предвыборную стратегию в рамках думской кампании. От недавних заявлений об отказе от услуг губернаторов-«паровозов» единороссы пришли к мысли о том, чтобы позволить руководителям 17 регионов возглавить думские списки даже там, где в электоральный округ объединят несколько субъектов. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты по-разному оценили этот предвыборный ход партии власти.

17 губернаторов могут получить разрешение возглавить региональные списки «Единой России» по выборам в Госдуму. «Паровозами» вновь могут стать мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, глава Подмосковья Андрей Воробьёв, губернатор Ростовской области Василий Голубев, глава Татарии Рустам Минниханов и глава Башкирии Рустэм Хамитов.

При этом некоторые руководители возглавят объединенные списки. Например, губернатор Тюменской области Владимир Якушев возглавит список, который кроме Тюменской области объединит Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа; воронежский губернатор Алексей Гордеев может стать первым номером в общем списке Воронежской и Липецкой областей; а глава Белгородской области Евгений Савченко, скорее всего, поведет за собой единороссов еще и Курской области. Подробнее о формировании общерегиональных списков «Клуб Регионов» сообщал ранее.

При этом стоит напомнить, что ранее секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов заявлял, что возглавить списки разрешат лишь небольшому числу губернаторов. Позже в партии уточнили, что губернаторы будут возглавлять списки только в тех случаях, где границы округов будут совпадать с границами регионов.

Политолог Сергей Старовойтов полагает, что метания «Единой России» между – запретить губернаторам возглавлять списки и разрешить им это делать – обусловлены тем, что в партии не знают, что делать с теми, кто оказался этого недостоин. «Проблема в том, что партия до сих пор не выработала к этому общих подходов, что порождает разного рода домыслы. Самым правильным было бы объявить, что губернаторы, которые обладают рейтингом выше такого-то процента, возглавляют списки, а которые ниже – нет. Но это «утопит» всех остальных губернаторов», – рассуждает эксперт. И уже сейчас, по словам Старовойтова, руководители, которым не позволят стать «паровозами», «потеряют свое влияние в регионе, и региональным элитам станет понятно, что их губернатор не пользуется авторитетом и доверием на уровне руководства «Единой России» и администрации президента». А до широкого избирателя эту логику очень быстро донесут оппозиционные партии, добавил собеседник «Клуба Регионов».

С губернаторами, которые возглавят список объединенных регионов, ситуация та же, но сложнее в несколько раз, поскольку, по словам Старовойтова, у ЕР «нет набора аргументов, которые могли бы объяснить избирателям, почему их губернатор не только не возглавляет региональную часть списка, а возглавляет его, по сути, варяг».

Президент Российской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов допускает, что решение поставить во главе объединенных региональных списков одного из двух губернаторов означает, что один из них по совокупности имеет больше авторитета и популярности, чем его коллега на своей территории. Этот вариант хотя и ослабляет губернатора, оказавшегося вне списка, но пойдет на пользу «Единой России» в целом, следует из слов эксперта.

Вместе с тем Минтусов считает, что постоянное изменение стратегии ЕР не окажет существенного влияния на ее электоральные возможности. «Только очень политизированная часть массового избирателя обращает на это внимание. Сказать о том, что это будет важным электоральным фактором, который снизит рейтинг партии власти, вряд ли можно. Но можно сказать, что для политизированной части избирателей, особенно оппозиционно настроенной, и для части элиты это является знаком неуверенности партии власти, которая нервничает и принимает разнонаправленные решения», – сказал политтехнолог.

Политолог Павел Данилин полагает, что, принимая решение о широком включении в предвыборную гонку губернаторов-«паровозов», партия власти исходит из практических соображений: «Есть целый ряд регионов, где традиция голосования за губернатора существенным образом поднимает результаты «Единой России». Это правда, и это не стоит скрывать. В частности, если в Кемеровской области Аман Тулеев становится во главе списка, то результат у «Единой России» становится практически абсолютным. В этой ситуации, конечно, возникает серьезный соблазн использовать эти локомотивы, чтобы свой результат улучшить. А есть ряд регионов, где у партии дела идут не очень хорошо, а у главы региона – гораздо лучше. И здесь вероятна ситуация, когда губернатор будет вытягивать всю партию на себе». При этом сам Данилин убежден, что в выборах должны участвовать те, кто затем пойдет работать в представительные органы. «Мне кажется, что практика «паровозов» не всегда позитивна для политической системы страны», – добавил Данилин.

Рассуждая об объединенных списках во главе с одним из губернаторов, Данилин высказал мнение, что жители той же Курской области «не будут сильно негодовать» против Савченко, которого они считает успешным руководителем и жесткость которого «вполне адекватна моменту». «Собственно, Савченко – один из тех локомотивов, о которых я говорил», – подчеркнул политолог. Однако при этом Данилин считает, что того же Савченко нельзя назвать универсальным главой списка для любого возможного объединенного округа в ЦФО. «В Курской области не очень силен свой губернатор, и там нормально относятся к Савченко. А вот если бы вместо Курской области была соседняя Орловская, то я уже был бы не столь уверен. А если бы это была соседняя Брянская область, то я абсолютно убежден, что отношение к Савченко было бы совсем другим, не таким позитивным», – пояснил собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати