22 августа 2016

Политтехнолог: думская кампания-2016 отличается поголовным безденежьем партий

В России 22 августа объявлено датой начала финального этапа кампании по выборам в Госдуму – партии и кандидаты-одномандатники начинают дебаты на ТВ и активнее, чем прежде, тратят рекламные бюджеты. Эксперты рассказали «Клубу Регионов», чем нынешняя кампания будет отличаться от прежних и способна ли она переломить устоявшееся положение политических сил.

22 августа в России официально стартует финальный этап избирательной кампании, связанный с проведением дебатов, активной агитацией и политической рекламой. По традиции именно этот этап считается самым «горячим» – за четыре недели до выборов партии пытаются наиболее активно заявить о собственных плюсах и минусах соперников, и именно в это время активнее всего в СМИ публикуется компромат на противников. «Клуб Регионов» узнал мнение экспертов о том, какой по своему содержанию и итогам будет нынешняя кампания.

Что есть и что будет

Председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов придерживается мнения, что на уровне партийной борьбы политтехнологии, как и итоги их применения, мало будут отличаться от того, что было в 2011г. Вместе с тем «совершенно другой» кампанию 2016г., по его мнению, сделают одномандатники, которым впервые с 2003г. выделили половину (225) мест в федеральном парламенте. «Соответственно, в этом смысле динамизм будет совершенно другим. В одномандатных округах вполне можно ожидать «бурлений» и применения так называемых «черных» технологий, но это будет очень сильно зависеть от накала страстей в конкретном округе. А на уровне списков это вряд ли будет присутствовать в каких-то значимых формах», – полагает эксперт.

Вместе с тем Давыдов уверен, что непарламентские партии на этих выборах будут вести борьбу лишь друг с другом, в своей нишевой категории, за «кусок пирога», который оставят им «Единая Россия» и остальные парламентские партии. Но, опять же, только за места для одномандатников. Шансов пройти в ГД по партспискам ни у кого из них нет, убежден политолог. «Очень сомнительно, что в Думу по спискам пройдут непарламентские партии. В этом нет большого смысла. У маленьких партий нападать на большие просто нет времени: все слова о том, что касается партий, были сказаны и год назад, и два года, и даже десять лет назад. Ничего нового сейчас сказать в принципе невозможно. И опрокинуть чью-то позицию невероятно сложно в короткие сроки. Поэтому по итогам оставшихся четырех недель партии получат то, что делали в межсезонье», – резюмировал Давыдов.

Для президента Российской ассоциации политических консультантов Игоря Минтусова принципиальным отличием кампании-2016 от кампании пятилетней давности в целом станет отсутствие массовых фальсификаций с голосами избирателей вследствие «жестких и однозначных» установок Кремля, а также в связи с «необремененностью нынешнего руководства ЦИКа обязательствами перед исполнительной властью».

Из грядущих политтехнологических изменений Минтусов отметил увеличение роли соцсетей, по крайней мере в больших городах: «Работать в них станут больше. Если при прошлой кампании их вес усредненно занимал в общем весе победы от 5 до 10%, то сейчас он будет колебаться от 10 до 15 или даже 20%». А поскольку в ГД возвращаются одномандатники, резко вырастет роль встреч с избирателями, кампания «переберется во дворы и на площади», и это, уверен Минтусов, «будет качественно иная история по сравнению с тем, что было в 2011 и 2007гг.».

Политтехнолог, лидер Коммунистической партии социальной справедливости Андрей Богданов поделился с «Клубом Регионов» наблюдением, что финал кампании, как и вся она целиком, «будет отличается безденежьем, и оно у всех поголовное». «Парламентские партии не вкладывают в кампанию деньги, понимая, что у непарламентских их [денег] нет. Дело в том, что, чтобы заработать 0,5% или 1%, парламентским партиям надо вложить несколько миллионов. Думаю, они просто прикинули, что это того не стоит, а выезжать на том багаже, который уже есть, – дешевле и проще», – пояснил он.

Чем кампания успокоится

Итог кампании для Игоря Минтусова «более-менее» понятен: «Так или иначе «Единая Россия» с учетом одномандатников наберет большинство голосов. Сколько именно, 35 или 45%, – это дело десятое. Есть все основания считать, что все остальные парламентские партии сохранят свое присутствие в новом составе Госдумы. Также туда пройдет целый ряд независимых одномандатников, их будет немного – 20 или 30 человек, но они будут достаточно яркими, поскольку они пройдут горнило выборной кампании в округах, а исполнительная власть не будет ставить на них «черную метку», – поделился своим прогнозом политконсультант.

А вот политолог Андрей Максимов отметил, что в этом году телевидение выделило для кандидатов и партий более удобное время, что, по его мнению, отчасти даже может повлиять на общий результат выборов. «В 2011г. дебаты проходили в утренние часы, их мало кто смотрел, и, в общем-то, реальной политизации избирателей не произошло. Да, она наметилась, и по низким результатам «Единой России» мы знаем, что в 2011г. возросли протестные настроения, но это не было связано с телеэфиром. Сейчас ситуация в корне поменялась: основные ролики и дебаты пройдут в прайм-тайм. Если они будут яркими и интересными, то смогут вызвать достаточно серьезный отклик у избирателей».

Максимов также считает, что пока кроме Партии роста никто из парламентских партий не проявляет заметной активности, однако ситуация может измениться благодаря телеэфирам: «Кто-то из партий может выйти с чем-то достаточно креативным, интересным и цепляющим людей, и они могут вырваться если не на уровень реальных шансов преодолеть пятипроцентный барьер, то хотя бы серьезно повысить собственные результаты». По этой же причине, допускает Максимов, может измениться и положение парламентских партий, в частности, ЛДПР и «Справедливой России».

Прогноз Андрея Богданова вытекает из того, что отсутствие у партий средств на ведение кампании не позволит в корне изменить существующий сейчас расклад сил. «Мой прогноз – в Госдуме будут те же четыре парламентских партии, а к 3% могут подойти или даже перейти, что вряд ли, «Коммунисты России» и Партия пенсионеров. Думаю также, что все партии ополчатся на «Единую Россию», но это без толку, потому что избиратель заметит только последние две недели. А если посмотреть на количество рекламы и эфирного времени, выделенного партиям на дебаты, это ни на что не повлияет», – заявил политтехнолог.

Версия для печати
Главное