5 декабря 2016

В Кремле возьмут шефство над выборами в регионах

Подразделение, которое будет курировать выборы в регионах, может появиться в управлении президента РФ по внутренней политике. По мнению экспертов, создание такой структуры, как и другие изменения во внутриполитическом блоке страны, направлено на проведение выборов президента. Политологи отмечают, что для президентской кампании также важна легитимность выборов в регионах, которые пройдут за год до этого. В связи с этим новая структура может изменить модель региональных выборов, сделав их более конкурентными. Эксперты не исключают, что работа нового подразделения может привести к отставкам неэффективных губернаторов.

В управлении президента РФ по внутренней политике появится подразделение, которое будет курировать выборы в регионах. Как сообщил СМИ информированный источник в администрации главы государства, новая структура займется курированием избирательных кампаний в субъектах Федерации. Такое подразделение может появиться до конца года.
По мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, создание новых структур ведется под выборы президента России: «Я бы не рассматривал задачи управления по внутренней политике и всего внутриполитического блока со стратегических позиций нескольких лет. Сейчас перед внутриполитическим блоком есть основная задача – провести президентские выборы. Чтобы на них и явка, и социальные группы, проголосовавшие за власть, отличались от показателей думских выборов. На это заточены и приход Кириенко, и нынешняя реорганизация блока, и сфера курирования СМИ. Выделение курирования выборов в отдельное направление тоже из этой когорты. Задачи – повысить явку и сделать ее более качественной. Чтобы за кандидата от власти голосовали не только жители национальных окраин, сельской местности и малых городов, но и жители крупных и средних городов».

Политолог, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагает, что с появлением новой структуры может измениться модель региональных выборов: «В настоящее время сознательно сушится явка, демобилизуется протестный электорат и мобилизуется провластный. В результате и выборы губернаторов, и зачастую в заксобрания регионов проходят в форме договорных матчей. Вся система сейчас заточена на максимальную предсказуемость. Я не исключаю, что в перспективе эта модель может трансформироваться. Потому что все понимают, что такая модель обеспечивает высокую предсказуемость, но низкую легитимность. Можно предположить, что с точки зрения Кириенко прохождение выборов – как президентских, так и региональных –важно с точки зрения сохранения стабильности системы и одновременно придания ей гибкости».

Эксперты также отмечают, что губернаторские выборы, которые пройдут в следующем году, требуют особого внимания. «Новое подразделение займется мониторингом, исследованиями. Думаю, что также будет активно прощупываться ситуация в регионах накануне выборов, будет вестись более активная работа с оппозицией для придания выборам большей конкурентности. Кроме того, возможно более активное взаимодействие с ЦИКом и региональными избиркомами. Это попытка минимизировать административный ресурс и привести формат региональных выборов в более конкурентную и прозрачную форму. С другой стороны, на новую структуру будет давить задача сохранить стабильность системы. Во многих регионах довольно сложно будет этот механизм перенастраивать, учитывая экономический кризис и высокое недовольство граждан. В следующем году около полутора десятков выборов глав регионов. У меня ощущение, что их будет где-то около двух десятков. Как известно, одновременно составляется список неэффективных губернаторов. И думаю, что есть ряд территорий, в которых неэффективные, непопулярные губернаторы в преддверии президентских выборов уйдут. Понятно, что губернаторские выборы в год, предшествующий выборам президента, – это тоже кампании, которые требуют повышенного внимания», – сказал Слатинов.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что создание новой структуры не обязательно: «Это логика административного мышления. Если у тебя есть проблема – создай орган по решению этой проблемы. Проблема выборов в регионах Кремль тревожит. Это главный и основной вывод. Для того чтобы сделать выборы честными, совершенно необязательно создавать специальную структуру. Надо просто сделать так, чтобы соблюдались нормы закона. Но у нас отравительная правоприменительная практика, когда в законе написано, что фальсифицировать нельзя, а региональные комиссии фальсифицируют, потому что понимают, что реальный закон жизни гораздо важнее, чем то, что написано на бумаге. А реальный закон состоит в том, что если ты не обеспечишь поддержку губернатора своего или покажешь плохие результаты, то тебе будет мучительно больно, карьера твоя закончится, ты вылетаешь из элитной группы. Поэтому, если вы хотите честные выборы, надо просто поломать смычку между судьей и руководителем региона, между руководителем региона и главой избирательной комиссии. Но этого нельзя сделать, потому что на этой смычке построена вся система вертикального менеджмента. Поэтому задача, как всегда в условиях вертикального ведомства, неразрешима: обеспечьте нам правильные результаты выборов, но не нарушайте закон».

В то же время Орешкин не исключает, что контроль за выборами может стать одним из механизмов отрешения губернаторов от должностей: «Все эти разговоры о честных выборы узкоприменяемы. Где-то это можно сделать, а там, где нельзя, там нельзя. Это кончится тем, что всегда при вертикальной системе управления и бывает. Если губернатор считается по каким-то внутренним показателям малоэффективным, то ему можно предъявить претензии за то, что он коррупцией занимается, или за то, что приписывает выборы. Это один из рычагов, которым можно свалить кого-нибудь. Но останутся и те, кого свалить нельзя, потому что их нельзя трогать. Каких-то революционных изменений в результате создания нового подразделения не произойдет, потому что приоритет номер один – это контроль над процессом. Как губернаторы обеспечивают этот контроль, это уже их дело. Приоритет номер два – сделать вид, что выборы честные, потому что в 2018г. Путину нужно идти на президентские выборы. По нынешним временам люди испытывают к выборам плохо скрытое презрение, а к 2018г. нужно эту ситуацию реанимировать и объяснить, что выборы будут честными, после чего их сделают нечестными».

Кроме того, эксперты отмечают, что новый замглавы кремлевской администрации настраивает работу внутриполитического блока под себя.

Руководитель филиала ФоРГО в Нижнем Новгороде Евгений Семёнов создание нового подразделения считает логичным: «Очевидно, что приход Кириенко в администрацию президента связан с главной задачей – обеспечение эффективного проведения выборов президента. Появится новое подразделение, или эта работа будет сосредоточена в уже существующей структуре, имеет второстепенное значение. В связи с этим можно предположить, что возможен апгрейд технологий, которые используются сегодня в избирательной системе. Эти технологии должны стать более совершенными, не манипулятивными и более точными. Потому что последние и предпоследние выборы показывают, что основная проблема существующих традиционных технологий и методов выборов связана с использованием примитивных манипулятивных технологий. Это не легитимирует выборы. А задача, которая стоит сейчас, – сделать эти выборы максимально легитимными. Поэтому нельзя исключать того, что в эту систему придут новые люди, которые предложат новые технологии, новые методы организации выборов. Не думаю, что стоит ожидать усиления административного ресурса: это противоречит стратегическим задачам. Эти технологии могут быть опробованы уже на выборах губернаторов 2017г. Думаю, что мы уже в марте, апреле 2017г. увидим технологии, которые будут направлены на выборы президента».

Версия для печати