Рамзан Кадыров:  Чечня является единственным регионом мира, где полностью побежден терроризм
7 декабря 2016

Экономисты: у России есть все шансы обогнать мировую экономику по темпам роста

Фото: VistaNews.ru

Эксперты-экономисты, опрошенные «Клубом Регионов», в целом позитивно оценивают возможности российской экономики к 2025г. обогнать по темпам роста мировую экономику. Соответствующую задачу поставил Владимир Путин, поручив кабмину к 30 мая 2017г. подготовить комплекс мер.

Темпы роста российской экономики к 2025г. должны обогнать темпы роста мировой экономики, следует из поручения Владимира Путина правительству РФ. Как стало известно ранее, по итогам своего послания Федеральному собранию президент поручил кабмину разработать список мер для реализации этого плана к 30 мая 2017г.

Стоит отметить, что ранее в Минфине РФ прогнозировали, что в 2017г. рост экономики составит 1,9%, а в 2018г. – 2,4%. При этом по итогам 2015г., по оценке Росстата, отечественная экономика сократилась на 3,7%.

Доктор экономических наук, профессор, завсектором институционального анализа экономической динамики ИЭ РАН Олег Сухарев, комментируя поручение президента, напомнил, что среднемировой экономический рост составляет порядка 2,5–3%. Соответственно, темпы роста российской экономики должны быть больше 3%. Эксперт сообщил, что несколько лет назад в РАН проводили расчеты, которые показывали возможность выхода экономического роста на показатели в 3–4%. «Более того, «Концепция 2020», которая разрабатывалась либеральным крылом экономистов из Высшей школы экономики и РАНХиГС, предполагала выход на такой темп при активизации инвестиций. Но проблема состояла в том, что мы не только к 2020г. не выйдем на эти показатели, но по существу Абел Аганбегян [завкафедрой экономической теории и политики РАНХиГС] констатировал несоблюдение рекомендаций этой разработки. И в итоге мы получили инвестиционный спад 2014, 2015 и 2016гг., из которого к 2020г. мы будем только выкарабкиваться», – говорит Сухарев.

Для достижения поставленной к 2025г. цели необходимы серьезные изменения в макроэкономической политике по ряду направлений, продолжает экономист: «Это и бюджетная, и денежно-кредитная политика, и политика стимулирования реального сектора, и элементы структурной политики, связанные с обеспечением перелива ресурсов из добычи в область обработки, это и политика активизации инвестиций. Тогда, конечно, к 25-му году возможно превысить среднемировой темп». Но с руководителями и специалистами, работающими в правительстве РФ, сделать это невозможно, уверен Сухарев. «Эти люди не откажутся от своих стереотипов, они будут чисто психологически защищать свои ошибки», – пояснил эксперт. Однако после 2018г., на который назначены президентские выборы, будет сформирована новая команда, считает экономист, и новый состав кабмина «за семь лет что-то, может быть, сможет предпринять».

Доктор экономических наук, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев, напротив, считает, что «дело не в людях». «Команда, которая сейчас у власти, уж извините за этот штамп, при наличии политической воли, при условии, что можно и нужно востребовать не только то, что нравится, не только то, в чём сами уверены, но и то, что предлагают независимые аналитики, в принципе, может определиться с перечнем мер и начать действовать», – допускает экономист.

При этом Николаев призывает действовать уже сейчас, а не ждать, пока к маю 2017г. будет разработана программа, а реформу начнут проводить еще позже. «Если начать проводить структурные реформы  очень и очень быстро, тогда такое [достижение показателей, о которых говорит Владимир Путин] возможно, но эти меры действительно должны быть направлены на исправление всех структурных несоответствий, диспропорций, которые являются причиной структурного кризиса: маленькая доля малых предприятий в экономике, структурные перекосы бюджета, гипертрофированное развитие сырьевого сектора», – сказал эксперт.

Один из разработчиков «Стратегии-2020», доктор экономических наук, директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский в разговоре с «Клубом Регионов» с сожалением признал, что фактически ничего из предложений этой концепции не было реализовано в силу разных причин, в том числе изменения внешнеэкономических условий и геополитической ситуации.

Но тем не менее эксперт придерживается мнения, что для российской экономики достичь темпов роста, которые выше среднемировых, – это реальная задача даже при условии, что цены на нефть не изменятся. «Но о наборе мер я бы сейчас не хотел в подробностях говорить, тем более что ни одна из программ еще не разработана», – сказал экономист. В то же время он поделился мнением, что экономическая модель России, основанная на продаже за рубеж углеводородов, уже начинает меняться: «То, что российская экономика замедлила темпы роста и вошла в ситуацию рецессии, – это в определенной степени закономерность, связанная с тем, что меняется модель экономического роста, которой мы придерживались в первое десятилетие 2000-х, построенная на естественном использовании преимущества, которое было у России: больших запасах природных ресурсов. Экономика к этой модели подстроилась и так и существовала. Сейчас мы должны перейти к другой модели, уже не завязанной на внешние рынки. А процесс перестройки любой экономики всегда сопровождается замедлением и спадом, а также началом роста с более низкой точки».

Дробышевский подчеркнул, что от того, какая программа [развития экономики] будет разработана и принята в правительстве, как раз и будет зависеть, насколько легко для населения и экономики Россия перейдет к новой модели.

Версия для печати
Главное
Глава Минтранса РФ: Ростовская область лидирует по строительству транспортных объектов к ЧМ-2018
Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Ростовской области Василий Голубев открыли Южный подъезд к Ростову-на-Дону от федеральной трассы М-4 «Дон». Новый подъезд разгрузит южную часть города, а также облегчит дорогу до «Ростов Арены» – главной площадки проведения матчей ЧМ-2018 в Ростовской области. Как подчеркнул глава Минтранса, «Ростов сегодня лидирует по срокам ввода в эксплуатацию и качеству дорожных объектов к чемпионату». Также министр вместе с главой региона стали пассажирами первого самолета, который приземлился в новом международном аэропорту «Платов» – одном из важнейших инфраструктурных объектов, возведенных при подготовке к ЧМ, и первом в истории новой России, который был спроектирован и построен с нуля.