Политологи: в 2017-м непопулярных губернаторов отправят в отставку
Эксперты поделились с «Клубом Регионов» своим прогнозом, каких изменений стоит ждать в региональной политике в 2017г.
2016 год во внутриполитическом плане запомнился рядом неожиданных перестановок в губернаторском корпусе, принципиальными изменениями в руководстве администрации президента, обновлением Госдумы, а также началом смены экономического курса. Что можно ожидать от 2017 года, «Клуб Регионов» поинтересовался у ведущих экспертов.
Рост самостоятельности регионов и Госдумы
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв: «Продолжается изменение организации отношений федеральной и региональной властей. Я бы здесь обратил внимание на недавнее заявление [главы Татарии] Минниханова о том, что Москва слишком много забирает у регионов. С одной стороны, явно усиливается система федерального контроля над регионами, но с другой – регионы, особенно богатые, начинают задавать вопрос: «Ребята, может быть, мы сами будем без вас решать, тем более что мы у вас на это денег не просим». Какой процесс победит – вопрос желания. Конечно, если очень захотеть, можно создать ситуацию, при которой контроль победит стремление к экономической самостоятельности (о выходе из состава РФ или самостоятельной политике речь не идет). Но надо ли это самой федеральной власти? Ведь если регионы встанут на ноги, всем будет легче».
Консолидация общества, отставка правительства и губернаторов
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв: «Никаких резких изменений не будет. Но с учетом того, что 2018г. будет годом выборов президента, понятно, что в 2017г. будет закладываться повестка нового срока Владимира Путина. Поэтому, например, на днях Дмитрий Медведев встречался с Алексеем Кудриным и они обсуждали «Стратегию 2018–2024», которая должна стать частью повестки президента. Понятно, что Путин уже вписал себя в историю, но следующий срок должен пройти на подъеме, а не на спаде, поэтому встает вопрос обеспечения единства общества и межнационального согласия.
Я полагаю, что в следующем году в рамках подготовки к президентским выборам возможны и кадровые перемены. Поскольку непозволительная роскошь иметь губернаторов, негативные оценки работы которых могут потянуть за собой результат президентской кампании. Не случайно сейчас АП обсуждает критерии оценки губернаторов и происходят разного рода утечки по поводу того, как именно будет оцениваться эффективность работы региональных руководителей. Также я не исключал бы и перестановок в правительстве РФ, но вряд ли каких-то значительных, Дмитрий Анатольевич останется премьером.
На самом деле никаких сюрпризов я от следующего года не жду. Хочется надеяться, что это будет год нормализации общественно-политической жизни, когда экзальтация последних лет пойдет на спад и мы будем искать то, что нас объединяет, а не разъединяет».
Обострение внутриэлитной борьбы
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «Внутриэлитная борьба будет обостряться как на уровне путинского Политбюро 2.0, так и на уровне регионов. Также очень большое значение будет иметь переформатирование американской администрации и, соответственно, отношений с США, потому что это напрямую связано с сирийским и украинским конфликтами и так далее.
То есть это, с одной стороны, будет год обострившихся внутриэлитных отношений внутри России, а с другой стороны, на нас будет влиять меняющаяся внешнеполитическая конъюнктура. Я бы даже так сказал: первое – это формирование американской администрации и, соответственно, нового политического курса, а также конкуренции внутри России за то, кто будет выступать в роли модератора этих важных процессов, второе – это выборы президента Франции, и третье – выборы в парламент Германии».
Отставка правительства и выполненные, наконец, майские указы
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Нам стоит ждать либерализацию в экономике и серьезное подкручивание гаек в политической системе. Дело в том, что на дворе антикоррупционная борьба и происходит смена элиты на федеральном и региональном уровне.
Конечно, будут изменения в правительственном и губернаторском корпусе. Правительство в 2017г. по техническим причинам, скорее всего, уйдет в отставку – так бывает всегда перед президентскими выборами. Поэтому здесь не надо искать никакой конспирологии, тем более что изменения, которые сейчас прорабатывает Алексей Кудрин с Игорем Шуваловым и некоторыми другими экспертами, потребуют изменений в составе экономического блока кабмина. Полагаю, что эти изменения произойдут, скорее всего, в первой половине 2017г.
Если говорить о губернаторах, то, во-первых, изменились критерии отношения к ним со стороны верховной власти – во главу угла поставлена эффективность. В этой связи губернаторам придется работать не покладая рук, причем не на карман, а на государственный интерес, для того чтобы поддерживать или повышать социальный статус в регионах, который запланирован так называемыми майскими указами. А их никто не отменял, и выполнения их в 2017г. будут требовать неукоснительно. То же самое, кстати, касается правительства. И это еще один фактор, по которому некоторые его члены могут уйти в отставку».
Страшилка для сплочения вокруг Путина
Политолог Дмитрий Орешкин: «В 2017г. мы должны будем увидеть в исполнении Владимира Путина что-то нетривиальное, потому что перед Кириенко поставлена задача, чтобы он [Путин] победил убедительно и при большой явке. Для этого требуется встряхнуть общественное мнение, и сейчас конструируют эту самую встряску.
Какой эта встряска будет, я не знаю, но варианты могут быть разными. Экономических прорывов ожидать не приходится, потому что, даже если сейчас начнут принимать совершенно правильные шаги, характерное время этих процессов измеряется двумя-тремя годами, а надо что-то сделать быстро. Во внешней политике тоже ничего особенного ожидать не приходится, потому что маленькие победоносные войны совершать негде, если только в Белоруссии. Остается побеждать кого-нибудь внутри, или разоблачить какой-нибудь антинародный заговор, или накрутить что-нибудь антикоррупционное, но такое очень масштабное, потому что сейчас борьба с коррупцией никого не возбуждает.
Еще один из вариантов – это отказ Владимира Путина. То есть сыграть в Иосифа Сталина в момент начала войны, когда он уехал и углубился в депрессию, и за ним поехала делегация просить его вернуться. Или в Ивана Васильевича Грозного, который уехал из Москвы в Александровскую слободу, и тоже за ним поехала делегация бояр, потому что без него никак.
То есть позитивный сценарий не просматривается. Значит, надо сделать мотивацию негативной, найти какую-нибудь страшилку, какую-нибудь угрозу, которую надо будет, сплотившись вокруг Владимира Путина, отодвинуть. Может быть, это будет страшилка, связанная с сепаратизмом: вдруг кто-то там решит расколоть наше пространство, и будет пресечена попытка развалить нашу дружную федерацию. Ну вот, что-то такое нам будет организовано».
Падение рубля и превращение граждан в инвесторов
Экономист, управляющий партнер компании «Неокон» Денис Ракша: «Наша экономика сейчас находится в процессе трансформации или перехода от одной модели экономического роста к другой. Новая модель – инвестиционная, или модель предложения. Для того чтобы экономика начала развиваться за счет инвестиций, нам нужно всего-то прибавить 5 трлн руб. в год. И наше правительство активно создает институты и механизмы, с помощью которых оно хочет заставить обычных граждан стать инвесторами. То есть граждан, с одной стороны, убеждают в том, что они не должны тратить деньги на текущее потребление, а с другой – что они не должны просто держать их в кубышке или в банке на депозите, а стать активными инвесторами: покупать акции, облигации, вкладываться в фонды и так далее. И вот над этим наше правительство работает. И вопрос в том, когда это случится: либо уже в следующем году, либо немного задержится до 2018г.
Рубль будет оставаться достаточно слабым, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. И, в общем, всё, что сейчас делает наше правительство, направлено на то, чтобы вместо нефти мы продавали что-то высокотехнологичное: самолеты, оружие или что-нибудь еще. И это такой долгосрочный тренд, и эта часть экономики будет всеми силами поддерживаться, если и не живыми деньгами, то всякими льготами».