Глава Чувашии:  за такое будем бить больно. Нужно наказать виновных. А в дальнейшем надо ужесточить
10 января 2018

Политолог: повышение явки на выборах президента может сработать на пользу Собчак

Фото: newkaliningrad.ru

Власти отказались от проведения региональных референдумов, которые были призваны повысить явку на президентских выборах. В качестве способа повышения явки сейчас рассматривается идея проведения конкурсов для молодежи и семейных избирателей на участках. Эту работу поручат регионам, но подобные методы вряд ли способны серьезно повлиять на приток избирателей, считают эксперты. Наблюдатели также отмечают такой парадокс, что противники и сторонники действующего главы государства не видят смысла идти на выборы из-за предсказуемости результата.

СМИ сообщают о различных способах по повышению явки на президентских выборах, которые якобы разрабатывают в Кремле и спускают для исполнения регионам. Среди них – розыгрыш смартфонов за самое удачное селфи на избирательном участке, конкурсы для всей семьи и так далее. Примечательно, что ранее как один из способов повысить явку рассматривали проведение референдумов, но от этой идеи власти впоследствии отказались.

«Испокон веков людей с помощью политтехнологий привлекали на выборы», – комментирует ситуацию политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Он отметил, что в рамках данной кампании речь идет о комплексном воздействии на электоральные группы: «Это и введение новых интересных кандидатов типа Ксении Собчак и Павла Грудинина, это и повседневная работа ЦИКа и региональных избирательных комиссий, это и в том числе стимуляция со стороны органов власти избирателей прийти и проголосовать с помощью таких незамысловатых игр, конкурсов, раздачи призов и так далее. Это, в конце концов, работа органов власти – стимулировать избирателей проявить свою гражданскую сознательность», – подчеркнул Мухин.

Розыгрыши и конкурсы, по мнению собеседника, не способны повысить явку намного – речь идет о «нескольких процентах в пределе статистической погрешности». Но и эти пара процентов играют роль, когда речь идет о таких категориях, как 50% и ниже или 60% и выше, продолжает Мухин. Политолог напомнил, что почти никогда явка на президентских выборах не была ниже 60%, так что речь здесь идет скорее о возбуждении и привлечении на участки максимального количества социальных групп, которые ранее проявляли пассивность. «И, кстати, здесь тот же Кремль, может быть, работает против себя, потому что электорат Ксении Собчак или Павла Грудинина, вполне вероятно, оживится в результате этих манипуляций и проголосует», – добавил Мухин.

Политконсультант, старший научный сотрудник факультета политологии СПбГУ, кандидат психологических наук Валентин Бианки также считает, что «органическая» явка на президентских выборах вряд ли будет ниже 60%, а описанные выше технологии объясняются желанием сделать ее «повыше». По мнению эксперта, это может привести на участки еще от 2 до 5% избирателей. При этом если за «общую драматургию» и мотивацию избирателей отвечают федеральные власти, то разработка самих технологий и организация конкурсов и праздников на участках станет обязанностью регионов. «И в целом они способны провести эту работу эффективно, другое дело, что где-то это будет криво, а где-то с перебором», – рассуждает Бианки.

Политолог, президент Института развития и модернизации общественных связей Фёдор Крашенинников между тем полагает, что применение технологий по повышению явки является для Кремля необходимостью. «Народу много не может прийти самотеком в силу того, что в этих выборах напрочь отсутствует интрига. Все эти годы нам рассказывали, что у Путина нет оппонентов, что ему никто не угрожает и он чудовищно популярен. И какой смысл идти на выборы, если сторонники Путина и так знают, что он победит и ему ничего не угрожает, а его противники не видят смысла идти, потому что и так понятно, что он победит», – пояснил свою точку зрения собеседник. При этом он считает, что самому главе государства «все равно» на нагнетание интереса к выборам – такая задача нужна для того, чтобы поставить ее перед чиновниками, чтобы они работали на этих выборах. Для них, по мнению Крашенинникова, установлены показатели явки. «Я бы назвал это «чиновничьей олимпиадой», когда чиновники в разных регионах соревнуются между собой за то, кто обеспечит Владимиру Владимировичу Путину наибольший результат. И в этом смысле явка и процент имеют значение», – сказал политолог.

Версия для печати
Губернатор Илюхин: в основе работы властей Камчатки с бизнесом лежит открытость
Еженедельные встречи предпринимателей с руководителями исполнительных органов власти проводятся в Камчатском крае. Эта работа ведется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». О необходимости диалога между властью и бизнесом неоднократно заявлял глава Камчатки Владимир Илюхин. Эксперты отмечают важность подобных встреч для обеих сторон. Представитель Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Потапенко отмечает: «В нацпроекте прописаны общие направления поддержки предпринимательства, там нет конкретных мероприятий, предусматривающих встречи с бизнесменами. Поэтому важно, что на региональном уровне делают свои шаги по работе с бизнесом». По словам эксперта, это способствует развитию предпринимательства, и, как следствие, развитию доходной базы бюджета, и повышению качества жизни.
Челябинский губернатор Текслер предложил федеральному центру программу развития моногородов
Глава Челябинской области Алексей Текслер рассказал полпреду Николаю Цуканову о планах по развитию моногородов, в том числе за счет реализации нацпроектов. Он сообщил, что власти региона направили в федеральный центр предложение по реализации программы комплексного развития моногородов, многие из которых имеют схожие проблемы. Текслер при этом подчеркнул, что, помимо развития социальной инфраструктуры, в этих территориях важна поддержка учреждений профобразования для воспитания у молодежи профессиональных компетенций и навыков предпринимательской деятельности. Завкафедрой госуправления РАНХиГС Александр Балобанов поддерживает предложения Текслера, в особенности по созданию условий для развития малого бизнеса, который позволяет развивать моногорода с опорой на собственные ресурсы и не зависеть от инвесторов из других регионов.