Эксперты: число регионов на Кавказе, где проводятся прямые выборы глав республик, может быть увеличено
На Северном Кавказе возобновились дискуссии о необходимости возвращения прямых выборов глав республик. Главным аргументом против такой системы эксперты называют высокий риск внутриэлитных и публичных конфликтов. В то же время политолог Ростислав Туровский считает, что число территорий, где проводятся прямые выборы, может быть расширено за счет «условно безопасных территорий, таких как КБР, Северная Осетия и Ингушетия. Политолог Борис Койбаев считает, что заблокировать возвращение прямых выборов глав республик на Кавказе могут парламенты регионов и силы, которые стоят за теми или иными депутатами.
Российский конгресс народов Кавказа намерен провести форум, посвященный проблеме отсутствия прямых выборов глав республик на Северном Кавказе. Цель мероприятия – объединение усилий политиков и общественных деятелей, выступающих за возврат прямых выборов на Северном Кавказе.
Директор Агентства региональных исследований, доктор политических наук Ростислав Туровский отметил, что эта тема обсуждается уже не первый год. По его мнению, прямые выборы глав регионов на Северном Кавказе могут быть возвращены, но не во всех республиках: «Главная проблема связана с рисками конфликтов внутриэлитных и публичных, которые возникнут в случае проведения прямых выборов. Есть пример Чечни, где сохранились прямые выборы. Есть два очевидных проблемных случая – это Дагестан и Карачаево-Черкесия, где с проведением прямых выборов связаны весьма серьезные риски. По всей видимости, дискуссия по поводу прямых выборов глав республик на Северном Кавказе будет разворачиваться, но вряд ли будет принято решение по всем регионам Северного Кавказа. Скорее, может быть расширено число территорий, где проводятся прямые выборы, за счет территорий условно безопасных, таких как Кабардино-Балкария, Северная Осетия и, возможно, Ингушетия. Но полностью отказываться от другой практики в России не будут».
При этом Туровский подчеркнул, что не все главы республик на Северном Кавказе готовы к конкурентным выборам: «Может быть, главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову будет проще, чем остальным, поскольку он ведет относительно успешную публичную деятельность. А, например, по поводу главы Северной Осетии Вячеслава Битарова, главы Кабардино-Балкарии Юрия Кокова, главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова есть естественные ограничители, связанные с внутриэлитными, межнациональными отношениями в республиках».
Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа, Урала и Поволжья Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Аликбер Аликберов считает, что на Кавказе сохраняются условия, которые не способствуют возвращению прямых выборов глав республик. «Выборы – это, конечно, демократическая процедура. И при равных возможностях в демократической стране надо проводить демократические выборы. Но нужно помнить, почему изначально выборы глав республик на Кавказе были отменены. Каждый раз возникала ситуация, когда подтягивался этнический ресурс. Этнический ресурс во время выборов имеет свойство распространять разные слухи, приводить к конфликтам. И от этого часто бывают деструктивные последствия. Выборы проходят, но люди остаются, и взаимные обвинения в адрес лидеров движений, которые представляют определенный народ, приводят к борьбе и обостряют все противоречия, которые приобретают форму межнациональных конфликтов. Вторая причина, как мы видим на примере Дагестана, – не могут национальные элиты пока договариваться, соблюдать какие-то правила и самоочищаться. В этих условиях вынужденная, временная мера – назначение глав республик. Это позволяет вести ручное управление там, где невозможны регуляции», – сказал Аликберов.
Доктор политических наук, завкафедрой новой, новейшей истории и исторической политологии Северо-Осетинского государственного университета Борис Койбаев предположил, что против возвращения прямых выборов могут выступить парламенты республик: «Парламенты могут препятствовать тому, чтобы выборы глав были прямые. Это их мощная функция. Исходя из своих субъективных позиций, депутаты могут быть против прямых выборов. В частности, поддержка или выступление против прямых выборов может зависеть от того, как депутаты оказались в парламенте, какие силы их поддерживают».
Койбаев добавил, что решение о возвращении прямых выборов глав республик на Северном Кавказе будет зависеть от позиции федеральных властей, сохранения стабильности в регионах, уровня развития институтов гражданского общества в субъектах РФ, уровня политической культуры в регионах: «В регионах Северного Кавказа очень много сложных моментов. И важно для федеральных властей знать человека, который будет руководить территорией. В этом смысле им легче контролировать ситуацию на Кавказе. Но в то же время общественность изъявляет желание активнее участвовать в политической жизни. Многие недовольны, что сейчас глав республик назначают через парламенты. Народ хочет голосовать. Позиция общественности основывается на том, что если мы выбираем президента, то почему мы не может выбирать главу республики?»
В то же время эксперты обращают внимание на несовершенство действующей системы назначения глав республик на Кавказе. «Нынешняя система назначения глав республик совершенно непубличная, неконкурентная, неинтересная, абсолютно формальная. Никто никаких попыток конкурировать с врио глав республик не предпринимал, и, как правило, партии просто подыгрывали главе республики и порой выдвигали его же», – подчеркнул Туровский.
Добавим, что Российский конгресс народов Кавказа также выступает за прямые выборы глав муниципальных образований на Северном Кавказе.