Эксперт: большинство губернаторов считают подростковую наркоманию второстепенной проблемой
Генпрокурор Юрий Чайка назвал 17 регионов с высоким уровнем подростковой наркомании. При этом губернаторы уделяют ей недостаточно внимания. Эксперт Юрий Крупнов раскритиковал глав регионов за то, что они не используют все имеющиеся возможности для борьбы с подростковой наркоманией. В частности, редко посещают заседания антинаркотических комиссий, председателями которых и являются.
Список из 17 регионов, в которых оказался высокий уровень подростковой наркомании, генпрокурор Юрий Чайка озвучил во время ежегодного доклада Федеральному Собранию. В него вошли Пермский край, Республика Башкортостан, Забайкальский край, Красноярский край, Амурская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская, Свердловская, Тюменская области, а также Москва и Санкт-Петербург. Чайка отметил, что меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов России и органами местного самоуправления, не отвечают сложившейся ситуации. Генпрокурор обратил внимание, что во многих регионах учреждения здравоохранения не укомплектованы специалистами для оказания наркологической помощи детям, в большинстве субъектов РФ в системе образования нет центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних наркоманов.
Председатель наблюдательного совета института демографии, миграции и регионального развития, президент Национальной Ассоциации реабилитационных центров Юрий Крупнов считает, что главы регионов уделяют недостаточно внимания этой проблеме: «У региональных властей есть все инструменты, чтобы бороться с подростковой наркоманией. В частности, каждый губернатор является руководителем региональной антинаркотической комиссии, куда входят все силовики, все ведомства. По сути, это чрезвычайный штаб, позволяющий принимать любые решения, в том числе по культивированию различных реабилитационных программ. Но главы большинства регионов редко ходят на заседания антинаркотической комиссии, предпочитая отправлять на них своих заместителей. То есть относятся к заседаниям комиссии как к ритуальной задаче. Это неадекватно с точки зрения вреда, который может быть нанесен детям. Вся основная работа ведется на уровне муниципалитетов. Региональные власти должны предлагать муниципалитетам лучшие программы реабилитации, выделять финансирование. Как бы власти ни жаловались на отсутствие средств, найти их можно».
Эксперт считает, что антинаркотические комиссии должны защищать негосударственные реабилитационные центры в регионах, которые отдельные силовики «любят шпынять, чтобы заработать денег».
Также Юрий Крупнов считает, что на федеральном уровне полностью дискредитирована антинаркотическая политика.
«После ликвидации ФСКН [Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков] фактически исчез орган, который продвигал идеологию работы с потребителями наркотиков, в том числе с подростками. Нужны серьезные сквозные программы реабилитации, а на саму реабилитацию федеральная власть должна выделять серьезные суммы», – рассказал «Клубу Регионов» Крупнов.